Арбитражные суды указывают налогоплательщикам на необходимость проявлять осмотрительность при выборе контрагентов

Арбитражные суды указывают налогоплательщикам на необходимость проявлять осмотрительность при выборе контрагентов

В своих постановлениях арбитражные суды неоднократно указывали налогоплательщикам на необходимость проявлять осмотрительность при выборе контрагентов, а перед заключением сделки убедиться не только в наличии у контрагента статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лиц, действующих от имени юридического лица, а также в наличии у них полномочий.

Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на то, как именно может быть доказано проявление должной осмотрительности. Тем не менее, при заключении сделок с целью минимизации налоговых рисков налогоплательщику необходимо проявлять должную осмотрительность всеми возможными способами. При этом следует учитывать, что исходя из сложившейся на сегодняшний день судебной практики проверка регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) не всегда является достаточным доказательством проявления налогоплательщиком должной осмотрительности в полной мере (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2016 NФ04-1435/2016 по делу NА27-15861/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.04.2016 NФ06-7061/2016 по делу NА49-6697/2015,  Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2016 NФ04-860/2016 по делу NА46-7371/2015 и др.).

В этих актах  налогоплательщикам предписано, проявляя осмотрительность, убедиться не только в наличии у контрагента статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лиц, действующих от имени юридического лица, а также в наличии у них полномочий. Информация о регистрации контрагентов в качестве юридических лиц носит справочный характер и не характеризует контрагентов как добросовестных, надежных и стабильных участников хозяйственных взаимоотношений, гарантирующих исполнение своих обязательств, имеющих деловую репутацию, конкурентоспособных на рынке.

Таким образом, с целью проявления должной осмотрительности налогоплательщикам могут быть предприняты такие меры как:

1. Воспользоваться электронными сервисами на сайте ФНС.

2. Получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте.

Выписку в форме электронного документа можно получить бесплатно с помощью электронного сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа". Такой документ равнозначен "бумажной" выписке (справке), подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью. Обратите внимание, что воспользоваться этим сервисом могут или лица, которые зарегистрированы на сайте ФНС, или лица, имеющие доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика" (ЛК). При анализе выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП особое внимание необходимо обратить на дату образования  контрагента.

3. Запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):

- вторую и третью страницы паспорта руководителя организации. Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом "Проверка по списку недействительных российских паспортов" на сайте ФМС;

- лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Кроме того, информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов;

- бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляет бухотчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме (п. п. 4, 12, 18, 21 Регламента Росстата);

- документы, подтверждающие сложившуюся деловую репутацию контрагента (перечень поставщиков и покупателей контрагента и их рекомендации, достоверность которых  можно проверить обратившись к предыдущим партнерам потенциального контрагента, а также отзывы о контрагенте в общедоступных источниках информации и т.п.). Кроме того, деловую репутацию контрагента можно проверить путем анализа судебной практики с его участием.

4.  Использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента (наличие официального сайта у контрагента, реклама контрагента в СМИ, сети Интернет и т.п.).

Обращаем внимание, что налогоплательщикам с целью подтверждения  в рамках налоговых проверок проявления должной осмотрительности при выборе контрагента, результаты проверки желательно оформить справкой, приложив к ней полученные (распечатанные) документы о контрагенте.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)