Проверяем свою налоговую нагрузку

Проверяем свою налоговую нагрузку

Поступления налогов и сборов в доход государства являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений. Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё. Этот показатель определяется на основании отчетности налогоплательщика.

Целью экономической деятельности любого бизнеса является прибыль. При этом и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако при определенных обстоятельствах минимизация налогов становится незаконной, в результате налогоплательщику могут грозить серьезные штрафы, пени и даже уголовная ответственность.

Налоговая оптимизация не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В настоящее время более половины всех налоговых претензий по выездным налоговым проверкам связаны с совершением сделок с сомнительными контрагентами или контрагентами, имеющими признаки фирм-однодневок.

С 19 августа 2017 года вступила в силу новая статья 54.1 Налогового кодекса, которая введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

По новому правилу, если цель сделки состояла только в получении налоговой выгоды, если по сделке искажен налоговый и (или) бухгалтерский учет, отражены нереальные хозяйственные операции, которые фактически не осуществлялись, или действительный экономический смысл этих операций искажен, то уменьшение налоговой базы в результате совершения таких операций не допускается.

С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который анализирует налоговая служба. Так Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@  "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" были утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о высокой вероятности назначения выездной налоговой проверки - налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Для этой ситуации введен особый термин - Налоговый разрыв - разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Налоговая служба ежегодно (начиная с 2006 года) публикует на официальном сайте ФНС России в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (ГДЕ?) налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. В настоящей публикации приводится информация о налоговой нагрузке по основным видам экономической деятельности по налогоплательщикам Пермского края за 2016 год.

Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы оценить, насколько результаты их деятельности и уплаты налогов попадают под критерии риска, по которым налоговые органы могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)