Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 37-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Товмасяна айрапета Грачиковича на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Редакция от 26.01.2017 — Действует с 26.01.2017

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2017 г. N 37-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ТОВМАСЯНА АЙРАПЕТА ГРАЧИКОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 1, 2 И 5 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Г. Товмасяна вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Товмасян просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 7 (часть 2), 8 (часть 2), 15 (части 1 - 3), 18 и 37 (часть 1), а также статьям 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следующие положения статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации":

часть 1, согласно которой при сокращении должностей государственной гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с государственным гражданским служащим продолжаются в случае предоставления государственному гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки (пункт 1), а также с учетом уровня его профессионального образования, продолжительности стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности государственной гражданской службы (пункт 2);

часть 2, закрепляющую, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа государственный гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения;

часть 5, предусматривающую, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении предложить государственному гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов жалобы, А.Г. Товмасян замещал должность государственной гражданской службы, которая в результате проводимых в государственном органе организационно-штатных мероприятий была сокращена. В рамках процедуры увольнения заявителю была предложена иная нижестоящая должность в том же государственном органе, на замещение которой он дал согласие и продолжил государственную гражданскую службу.

Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что оспариваемые нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют представителю нанимателя проводить организационно-штатные мероприятия без фактического сокращения численности государственных гражданских служащих в государственном органе, несвоевременно уведомлять об этом государственных гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению, а также не предлагать государственному гражданскому служащему одновременно все вакантные должности соответствующей категории должностей, несмотря на то что из системного толкования части третьей статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 10 части 1 статьи 14, статьи 22 и частей 1 - 3 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что на представителя нанимателя возложена обязанность предоставить государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, возможность замещать все равнозначные или нижестоящие вакантные должности с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы.

Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Г. Товмасяном материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Части 1 и 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обеспечивают государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, возможность продолжить службу в том же либо другом государственном органе при условии, что он соответствует квалификационным требованиям к предоставляемой для замещения должности, направлены на создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы и не могут расцениваться как нарушающие права государственных гражданских служащих в оспариваемом в жалобе аспекте (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года N 891-О).

2.2. Часть 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является элементом правового механизма увольнения по сокращению должностей государственной гражданской службы, позволяет государственному гражданскому служащему заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы, направлена на защиту прав государственных гражданских служащих, носит гарантийный характер (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 848-О), вопреки утверждению заявителя, не предполагает сокращение срока уведомления о предстоящем увольнении и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Разрешение же вопроса о том, имело ли место в деле заявителя нарушение порядка его предупреждения об увольнении и правила о предложении вакантных должностей, связано с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Товмасяна Айрапета Грачиковича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН