КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2017 г. N 248-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ДУВАНОВОЙ ПОЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 195 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 96 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ СТАТЬЕЙ 59 ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки П.А.Дувановой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка П.А.Дуванова, в 2012 году уволенная со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении сотрудником органов внутренних дел предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел), оспаривает конституционность:
части 4 статьи 96 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу на должностях в органах внутренних дел до 1 января 2012 года без заключения индивидуального контракта или на основании контракта о службе в органах внутренних дел, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21 - 23 данного Федерального закона; сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в органах внутренних дел до 1 января 2012 года на основании контракта о службе в органах внутренних дел, заключенного на определенный срок, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со статьями 21 - 23 данного Федерального закона; сотрудники органов внутренних дел, отказавшиеся оформлять контракт в соответствии с настоящей статьей, увольняются со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 82 данного Федерального закона;
статьи 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I), определяющей возрастные ограничения, установленные для сотрудников органов внутренних дел;
статьи 195 ГПК Российской Федерации о законности и обоснованности решения суда.
По мнению заявительницы, часть 4 статьи 96 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствует статьям 4 (часть 2), 15, 17 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она лишает сотрудников органов внутренних дел, заключивших контракт до 1 января 2012 года на основании Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", не зачисленных в распоряжение органов внутренних дел и не уволенных со службы до 1 января 2012 года, права на заключение контракта в соответствии с данным Федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 2012 года, и позволяет увольнять таких сотрудников после 1 января 2012 года по достижении ими предельного возраста, что, в свою очередь, нарушает их право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размерах, исчисленных из окладов сотрудников органов внутренних дел, установленных с 1 января 2012 года (в большем размере).
П.А.Дуванова полагает также, что статья 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации противоречит статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 2), 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, подлежит применению к сотрудникам органов внутренних дел, не уволенным и не зачисленным в распоряжение органов внутренних дел до вступления в силу Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при разрешении вопроса об увольнении их со службы после 1 января 2012 года, а также лишает указанную категорию сотрудников органов внутренних дел права на получение выплат и предоставление гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исчисленных исходя из окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" с 1 января 2012 года (в большем размере).
Противоречие статьям 4 (часть 2), 15 (часть 1), 50 (часть 2), 120 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации положений статьи 195 ГПК Российской Федерации П.А.Дуванова усматривает в том, что названное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет судам использовать в качестве доказательства по делу протоколы, в которых отсутствуют объяснения одной из сторон, участвующих в деле, тем самым лишая сотрудников органов внутренних дел права на состязательность и равноправие при рассмотрении дел в суде и права на законное и обоснованное решение по делу.
статья 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и статья 195 ГПК Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные П.А.Дувановой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
2.1. В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде; к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона в деле заявителя. Между тем заявительницей не представлены документы, подтверждающие применение в ее деле части 4 статьи 96 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Упоминание оспариваемого законоположения в определении суда общей юрисдикции об установлении факта прохождения службы П.А.Дувановой в качестве сотрудника органа внутренних дел не свидетельствует о том, что данная норма использовалась судом в качестве основания для отказа в удовлетворении требований заявительницы о признании действий органов внутренних дел незаконными и о возложении на них обязанности отозвать представление об увольнении заявительницы со службы, взыскании недополученных денежных средств.
Как следует из содержания жалобы, оспаривая конституционность части 4 статьи 96 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.А.Дуванова настаивает на применении этой нормы при разрешении вопроса о ее увольнении со службы в органах внутренних дел. Между тем разрешение данного вопроса, равно как и проверка соблюдения законодательства о службе в органах внутренних дел при увольнении П.А.Дувановой, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
2.2. статья 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусматривающая возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел по достижении определенного возраста, а также лиц, в отношении которых ранее было вынесено решение о продлении срока оставления на службе, обусловлена характером службы в органах внутренних дел и направлена на обеспечение ее эффективности.
Как следует из представленных материалов, П.А.Дувановой на момент увольнения со службы исполнилось 53 года, в то время как согласно пункту "а" части второй статьи 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий - от младших лейтенантов полиции до подполковников - могли состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста 45 лет.
Сотрудник органов внутренних дел, давая согласие на оставление его на службе сверх установленного предельного возраста, знает о предусмотренных законодательством основаниях увольнения со службы в органах внутренних дел, о возможности прекращения служебных отношений до истечения срока оставления на службе и соглашается на продолжение службы с учетом этих условий.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что в конкретном деле права заявительницы были нарушены данной нормой.
2.3. Положения оспариваемой статьи 195 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным (часть первая), и возлагающие на суды обязанность основывать решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть вторая), во взаимосвязи с другими предписаниями этого же Кодекса, в том числе закрепленными в его статье 2 и части четвертой статьи 198, в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, являются процессуальной гарантией права на судебную защиту и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дувановой Полины Алексеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН