АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2018 г. N Ф09-1123/18
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганского области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.11.2017 по делу N А34-7390/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Курганской области путем использования систем видео-конференц-связи принял участие представитель фонда - Бородин Д.Н. (доверенность от 09.01.2018).
Полномочия представителя фонда проверены Арбитражным судом Курганской области.
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области" (далее - учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения фонда от 29.05.2017 N 055S19170001314 (далее - решение).
Решением суда от 07.11.2017 (судья Лунева Ю.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое решение фонда.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы настаивает на правомерности оспариваемого решения фонда ввиду представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не представлялась, что свидетельствует о представлении им недостоверных (неполных) сведений на указанных лиц.
По мнению фонда, из буквального толкования п. 2.2 ст. 11, абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федерального закона N 27-ФЗ) не следует, что самостоятельное исправление учреждением ошибки до ее выявления управлением само по себе является обстоятельством, исключающим применение определенной абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ финансовой санкции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы фонда о предоставлении учреждением неполных и недостоверных сведений отчетности формы СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 8 застрахованных лиц.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия оснований для начисления учреждению штрафа в размере 4000 руб.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии п. 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа Пенсионного фонда Российской Федерации уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Судами установлено, что первоначально обществом представлена в фонд отчетность формы СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 144 застрахованных лиц в установленный законом срок.
Документ принят фондом, каких-либо ошибок и неполноты сведений в представленной отчетности органом не выявлено.
В связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в исходной отчетности, 01.06.2016 обществом подана форма СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2016 года в отношении 8 застрахованных лиц. которая принята фондом.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заинтересованным лицом оспариваемого решения.
Судами при рассмотрении спора обоснованно отклонена позиция управления о предоставлении обществом неполных и недостоверных сведений отчетности формы СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 8 застрахованных лиц с указанием на то, что заявитель воспользовался своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ; страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Судами отмечено, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
При этом отмечено, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Кроме того, в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/1337 указано, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Самостоятельное обнаружение ошибок в отчетности и представление дополняющей формы не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности, поскольку является правом страхователя, предоставленным ему законом.
Изложенная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали решение фонда незаконным и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.11.2017 по делу N А34-7390/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.