АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2018 г. N Ф09-2769/18
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.12.2017 по делу N А34-12089/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления - Бородин Д.Н. (доверенность от 09.01.2018 N 12).
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - заявитель, Департамент, страхователь) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.09.2017 N 055S19170002899 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб., и требования от 27.09.2017 N 055S01170138927 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства.
Решением от 14.12.2017 (судью Шестакова Л.П.) требования удовлетворены. Решение и требование признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить и разрешить спор по существу, приняв новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В кассационной жалобе заявитель настаивает на правомерности вынесенных в отношении страхователя решения о привлечении его к ответственности и требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения, ввиду представления Департаментом недостоверных исходных сведений за январь 2017 года и нарушения срока, установленного Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция 766н), для представления дополняющей формы СЗВ-М на застрахованных лиц.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2017 года в отношении 151 застрахованных лиц представлены заявителем 08.02.2017, то есть в установленный срок.
Управлением при проверке указанных сведений выявлена ошибка в отношении одного застрахованного лица, указано Галимулина О.М. вместо Галимуллина О.М.
В адрес заявителя Управлением направлено уведомление от 14.02.2017 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, которое получено заявителем 16.02.2017. В уведомлении сообщалось о необходимости устранения выявленных ошибок в течение пяти рабочих дней.
Заявитель 03.03.2017 представил дополняющую форму СЗВ-М за январь 2017 года, указав верно фамилию застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки представленных Департаментом исходных и дополняющих сведений Пенсионным фондом установлен факт представления заявителем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года на одно застрахованное лицо Галимуллину О.М. (неверно указана фамилия Галимулина), о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.08.2017 N 055S18170002843.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта Управлением принято решение от 06.09.2017 N 055S19170002899 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование об ее уплате за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.09.2017 N 055S01170138927 со сроком исполнения до 17.10.2017.
Полагая, что указанные решение и требование Пенсионного фонда не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы страхователя, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта требованиям действующего законодательства, нарушающего права и законные интересы Департамента.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 названного Федерального закона.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 987н), действовавшая в спорный период, в соответствии с п. 34 которой, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее - письмо Пенсионного фонда N КА-09-25/13379), если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявитель первоначально своевременно представил отчетность формы СЗВ-М за июнь 2017 года, допустив при этом ошибку в написании фамилии одного застрахованного лица, которую незамедлительно устранил после получения уведомления Пенсионного фонда.
Ошибочные сведения представлены заявителем 08.02.2017. В адрес Департамента 14.02.2017 направлено уведомление об устранении ошибки и полученное им 16.02.2017.
Между тем, согласно Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
Действия Департамента в силу ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ являются правом на дополнение и уточнение переданных сведений.
В данном случае, как верно указали суды, событие вменяемого нарушения отсутствует, так как выявленная ошибка в написании фамилии застрахованного лица, не препятствует идентификации этого лица, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика, имя и отчество застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может оцениваться как представление недостоверных сведений, влекущая наложение денежного штрафа.
Кроме того судами отмечено, что при привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной Федеральным законом N 27-ФЗ, Пенсионный фонд обязан не только констатировать факт неполноты и недостоверности сведений, но и определить все элементы состава данного правонарушения. Данная позиция соотносится с письмом N КА-09-25/13379, где Пенсионный фонд прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпции невиновности.
Однако ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности ни состав, ни вина Департамента в совершении вменяемого правонарушения не устанавливались, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности, судами правомерно удовлетворены заявленные Департаментом требования о признании недействительными вышеуказанных решения и требования.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Доказательств, свидетельствующих о правомерности привлечения заявителя к ответственности, в материалы дела не представлено.
Все доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.12.2017 по делу N А34-12089/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.