АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2018 г. N Ф03-4879/2018
Дело N А51-10473/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
от заявителя: Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" - представитель не явился;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края на решение от 16.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 по делу N А51-10473/2017 Арбитражного суда Приморского края дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Галочкина Н.А., в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Пяткова А.В., Сидорович Е.Л. по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" (ОГРН 1022501297785, ИНН 2536014538, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (ОГРН 1022501303516, ИНН 2536119435, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 51 А) о признании недействительным решения.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" (далее - заявитель, учреждение, университет) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (далее - Пенсионный фонд, управление) о признании недействительным решения N 035S19170003047 от 10.04.2017 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением суда от 16.01.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018, требования университета удовлетворены: решение Пенсионного фонда от 10.04.2017 признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе управления, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов относительно недействительности решения управления о привлечении страхователя к ответственности. Пенсионный фонд указывает, что сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М были представлены в установленный законом срок, однако в вышеуказанной форме не были учтены 88 застрахованных лиц, в отношении которых сведения своевременно не представлены, указанные сведения представлены по форме СЗВ-М тип формы "доп" с нарушением срока, установленного Законом N 27-ФЗ, следовательно, привлечение к ответственности осуществлено в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, управление не согласно со взысканием с него судебных расходов.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Университет в отзыве на кассационную жалобу предлагает судебные акты оставить без изменений; в ходатайстве от 08.11.2018 просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.12.2016 учреждение представило по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-М за ноябрь 2016 года (по сроку до 10.12.2016) со сведениями о работающих у него застрахованных лицах по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Как следует из пояснений учреждения, на дату подачи отчета сведения о заключенных гражданско-правовых договорах отсутствовали, а после получения соответствующих документов на 88 застрахованных лиц, не указанных в форме СЗВ-М, 30.12.2016 учреждение представило по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-М (дополняющую) за ноябрь 2016 года со сведениями о данных работниках.
20.01.2017 страхователь представил отменяющую форму СЗВ-М за ноябрь 2016 года на одно застрахованное лицо, в связи с чем, количество застрахованных лиц составило 87.
Управлением проведена камеральная проверка представленных сведений, в ходе которой установлен факт нарушения учреждением срока представления расчета, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о чем составлен акт камеральной проверки от 20.03.2017 N 035S18170002628.
Решением от 10.04.2017 N 035S19170003047 учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 43 500 руб. из расчета 500 руб. за каждого застрахованного лица (87 чел.).
24.04.2017 в адрес учреждения Пенсионным фондом выставлено требование N 035S01170136260 об уплате финансовых санкций.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые исходили из следующего.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В свою очередь статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как установлено судами из материалов дела, сведения о 87 застрахованных лицах за отчетный период - ноябрь 2016 года не были представлены управлению в составе отчета от 03.12.2016. Сведения об указанных застрахованных лицах представлены лишь 30.12.2016.
Вместе с тем, суды установили, что ошибка, связанная с непредставлением сведений о застрахованных лицах, выявлена страхователем самостоятельно, учреждение ее устранило и представило сведения о застрахованных лицах в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход, на что неоднократно обращено внимание высшей судебной инстанцией, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая вышеизложенное, решение Пенсионного фонда от 10.04.2017 обоснованно признано судами незаконным и нарушающим права и интересы страхователя.
Выводы судов основаны на правильном понимании положений действующего законодательства и позиции высшей судебной инстанции, в связи с чем доводы кассационной жалобы учреждения подлежат отклонению.
Вместе с этим при правильном применении положений процессуального законодательства, решением суда первой инстанции с учреждения как стороны спора, чей ненормативный правовой акт признан незаконным, в пользу заявителя по делу взысканы судебные расходы, понесенные при обращении в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ.
Таким образом, суд округа суд округа приходит к заключению, что судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. В связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 16.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 по делу N А51-10473/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М. ЛУГОВАЯ
Судьи
С.Ю. ЛЕСНЕНКО
А.И. МИХАЙЛОВА