АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. Дело N А40-254135/16-33-2141
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2017 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сущевой Я.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "К-Резерв" к ответчикам:
1) Министерство обороны Российской Федерации;
2) ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России;
третье лицо: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области"
об оспаривании Приказа от 08.12.2015 N 1186дсп, Протокола от 08.10.2015 N 1/МК;
в заседании приняли участие: согласно протоколу судебного заседания
С учетом уточнения заявленных требований, частично принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, ООО "К-Резерв" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России об оспаривании Приказа от 08.12.2015 N 1186дсп и Протокола от 08.10.2015 N 1/МК в части, касающейся общества, а именно с требованием: признать частично недействительным Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации "Об установлении запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны РФ" от 08.12.2015 N 1186дсп в части установления границ запретной зоны Новосибирского лесничества на территории Омской области (пункт 1 Приказа); признать частично недействительным протокол заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 N 1/МК в части установления границ запретной зоны Новосибирского лесничества на территории Омской области (пункт 4 Протокола); в качестве способа восстановления нарушенного права заявителем указано на обязание ответчиков внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022, направить в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области сведения об исключении из Государственного Кадастра Недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта:
Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 в отношении земельных участков Заявителя: а) Земельного участка. Категория земель: Земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного
использования под строения. Площадь: 114744 кв.м. Адрес (местоположение): установлено относительно 1-этажного здания санпропускника, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Армейский Поселок. Кадастровый номер: 55:36:160107:3021, б) Земельного участка. Категория земель: Земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования под строения. Площадь: 115553 кв.м. Адрес (местоположение): установлено относительно 1-этажного здания коровника ж/б N 1, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Армейский Поселок. Кадастровый номер: 55:36:160107:3022.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые акты не соответствуют Федеральному закону в обжалуемой части и нарушают права и законные интересы общества.
Ответчики представили в материалы дела отзывы, возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах со ссылкой на то, что оспариваемые акты являются законными, обоснованными, вынесенными в пределах компетенции ответчиков и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Третье лицо представителей в судебное заседание не направило, предоставив в материалы дела письменные пояснения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителей заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как усматривается из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 114.744 кв.м. с кадастровым номером 55:36:160107:3021 и площадью 115.553 кв.м. с кадастровым номером 55:36:106107:3022.
30.09.2016 года обществом были получены кадастровые выписки в отношении вышеуказанных земельных участков, согласно которым указано на установление ограничения прав, предусмотренных ст. 56, 56.1 ЗК РФ в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.362.540 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405.
В соответствии с пояснениями регистрирующего органа, данные ограничения были наложены в соответствии с утвержденными ответчиками Приказом от 08.12.2015 N 1186дсп, выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 N 1/МК, а также на основании карты (плана) от 15.12.2015 года.
Заявитель, в свою очередь, посчитав, что вынесенные Приказ и Протокол комиссии нарушают права и законные интересы, обратился с рассматриваемым заявлением в суд, указав отдельно, что в качестве способа восстановления права просит исключить земельные участки, принадлежащие ему, из зон ограничения прав.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден с учетом пояснений заявителя.
В обоснование доводов своего заявления ООО "К-Резерв" указывает на то, что данный Приказ не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Постановление N 405).
ООО "К-Резерв" указывает на то, что установление запретной зоны препятствуют какому-либо строительству на ее территории (п. 12 Постановления N 405).
В соответствии с п. 1, 7 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
"военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Таким образом, Постановление N 405 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. К данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) юридическую силу наряду с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Частью 1 статьи 131 ГК РФ и статьей 4 Федерального закона от 21.04.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Таким образом, ограничение в распоряжении землями обороны возможно и необходимо в целях обеспечения обороноспособности страны при реализации и применении положений Постановления N 405.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов.
Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России, были исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 135 и переданы Минобороны России в целях постоянного использования их для нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 указанного кодекса.
Границы участков лесов, переданных Минобороны России, определены в результате проведения лесоустройства (ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ответчики правомерно указали, что при установлении границ запретной зоны Новосибирского лесничества положения Постановления N 405 были соблюдены в полном объеме.
В силу п. 16 Постановления N 405 решения о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия)
В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии с приказами заместителя Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2015 г. N 396 и от 03.07.2015 г. N 397 (персональный список комиссии) создана межведомственная комиссия по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Межведомственная комиссия), а также утвержден ее состав, которая, по результатам ее работы и приняла решение об установлении запретной зоны на территории Новосибирского лесничества Минобороны России (п. 4 на листе 10 Протокола).
В соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением N 405, для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 16 Положения, утвержденного Постановлением N 405, решения о необходимости установления запретной зоны принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны.
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в подтверждение действительности Приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 г. N 1186 дсп "Об установлении запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" и протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 N 1/МК в материалы дела представлен лесоустроительные планшеты Новосибирского лесничества Минобороны России.
Данные планшеты подтверждают существование "военного объекта" вокруг которого установлена "запретная зона".
В соответствии с п. 22 Положения, утвержденного Постановлением N 405, описание местоположения границ запретной зоны осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о землеустройстве.
В соответствии с п. 5.1 ст. 87 ЗК РФ решение федерального органа исполнительной власти об установлении зон с особыми условиями использования земель должно содержать информацию об описании местоположения границ таких зон с указанием геодезических координат.
Минобороны России представляет суду карту (план) запретной зоны Новосибирского лесничества, составленную кадастровым инженером.
Таким образом, требование Заявителя об обязании Заинтересованных лиц внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022, направить в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области сведения об исключении из Государственного Кадастра Недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 в отношении земельных участков Заявителя, не подлежит удовлетворению в рамках настоящего судебного спора, а также не влияет на действительность изданного Приказа, Протокола.
Таким образом, судом не установлено факта несоответствия оспариваемых актов требованиям действующего законодательства. Акты приняты уполномоченными органами, в соответствии с установленной законодательством процедурой.
Таким образом, оспариваемые Приказ и Протокол в проверяемой части вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: "если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным".
Следовательно, для признания недействительным обжалуемых Заявителем Актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявителем не указано, какое именно его право было нарушено оспариваемыми Актами, и какое право Заявителя подлежит восстановлению.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 3 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права нарушены.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ Заявитель должен доказать, каким образом оспариваемые Акты нарушают его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого Решения.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав именно оспариваемыми им актами (определение ВАС РФ от 16.08.2007 N 9637/07).
Оспариваемые Приказ и Протокол не создают Заявителю препятствий для осуществления обычной хозяйственной деятельности.
Оспариваемыми Приказом и Протоколом на Заявителя не возложено какой-либо обязанности и не созданы препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом сам заявитель в своих пояснениях отмечает, что ни в Приказе, ни в Протоколе не содержится информация о границах зон лесничеств, а также не содержится ссылок на иные документы, которые содержат описание местоположения границ таких лесничеств, исходя из содержания оспариваемых актов не представляется возможным идентифицировать и соотнести границы зоны Новосибирского лесничества Минобороны с границами земельных участков заявителя, ни один из текстов оспариваемых актов не содержит перечня земельных участков ООО "К-Резерв" с вышеуказанными кадастровыми номерами.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми актами и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
Между тем, в поданном заявлении не приводятся доводы и доказательства о том, как именно оспариваемые Приказ и Протокол нарушают права заявителя, незаконно возлагают на него какие-то обязанности, а также создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной деятельности.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемыми актами его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". При этом суд не выходит за рамки заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с принятием решения об отказе в удовлетворении заявленного требования в порядке ч. 3 ст. 201 АПК РФ требование заявителя об обязании ответчиков восстановить нарушенные права заявителя путем внесения изменения в карту (план) от 15.12.2015, также удовлетворению не подлежит, поскольку в силу указанной нормы такое указание содержится в резолютивной части решения только в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения, действий (бездействия) незаконным полностью или в части.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,
Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявленных ООО "К-Резерв" требований отказать полностью.
Возвратить ООО "К-Резерв" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 9.000 рублей как излишне уплаченную. Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.