АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2020 г. N Ф04-973/2020
Дело N А45-28138/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2020 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление взрывных работ" на решение от 10.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 27.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Кривошеина С.В.) по делу N А45-28138/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление взрывных работ" (653017, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Литвинова, дом 20, ОГРН 1064223017737, ИНН 4223041801) к Управлению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 41, ОГРН 1025401918761, ИНН 5405213849) об оспаривании постановления от 03.07.2019 по делу об административном правонарушении.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление взрывных работ" (далее - ООО "УВР", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 03.07.2019 N ЭК/2019/06/07-07 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 72 135 руб.
Решением от 10.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УВР" просит указанные судебные акты отменить и признать оспариваемое им постановление управления незаконным.
Податель жалобы считает, что событие и состав вменяемого ему правонарушения управлением не доказаны.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УВР" в рамках исполнения договора от 09.04.2018 N 03-18, заключенного с Республиканским казенным предприятием "Центр утилизации артиллерийских и инженерных боеприпасов" (Республика Беларусь), реализовало последнему товар - прибор конденсаторный взрывной ПИВ-100М, код ТН ВЭД ЕАЭС 8543 в количестве 1-й штуки, стоимостью 72 135 руб.
Усмотрев в действиях общества нарушение требований статей 19, 24 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ), должностное лицо управления 14.05.2019 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам административного расследования управление составило в отношении ООО "УВР" протокол об административном правонарушении от 21.06.2019 N ЭК/2019/06/07-05 и вынесло постановление от 03.07.2019 N ЭК/2019/06/07-07 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 72 135 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого правонарушения, соблюдения управлением процедуры привлечения его к административной ответственности, отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 14.20 КоАП РФ осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Статья 1 Закона N 183-ФЗ определяет контролируемые товары и технологии как сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, подлежат лицензированию. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (пункты 1, 2 статьи 19 Закона N 183-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 183-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список).
Пунктом 1 статьи 24 Закона N 183-ФЗ предусмотрено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
В силу статьи 7 Закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий - это установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 данного Закона, а также определение действующих в отношении них запретов и ограничений.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что прибор конденсаторный взрывной ПИВ-100М относится к контролируемым товарам, так как по своим техническим характеристикам подпадает по действие позиций 1.1.7, 1.1.7.1 раздела 1 Списка.
В нарушение требований статей 19 и 24 Закона N 183-ФЗ при осуществлении внешнеэкономической операции общество идентификацию поставленного в Республику Беларусь товара не проводило; за получением разрешительных документов в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) не обращалось.
Поскольку в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих принятие ООО "УВР" всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства об экспортном контроле, а также невозможности выполнения возложенных на него обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к ответственности управлением соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьей 14.20 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения его от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного нарушения суды не усмотрели.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ООО "УВР" требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления инспекции.
Доводы общества о том, что заключение независимой идентификационной экспертизы товара от 06.06.2019 N 1026-19/6660003190, подготовленное федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", является ненадлежащим доказательством, были предметом рассмотрения обеих судебных инстанций и обоснованно ими отклонены как несостоятельные.
Вопреки позиции общества основания для перехода к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства, установленные частью 5 статьи 227 АПК РФ, у суда первой инстанции отсутствовали.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-28138/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Г.А. ШАБАНОВА