АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2021 г. N Ф06-67173/2020
Дело N А06-12419/2019
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, присутствующего в Арбитражном суде Астраханской области представителя:
Управления Федеральной антимонопольной службы Астраханской области - Боровских И.Ю. по доверенности от 20.01.2020 (до отложения),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.03.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по делу N А06-12419/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, о признании незаконным и отмене постановления по делу N 030/04/9.21-784/2019, заинтересованные лица: служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, Исаев Виктор Сергеевич,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ПАО "МРСК Юга", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 04.06.2019 по делу N 82-А-03-18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.03.020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "МРСК Юга" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу УФАС по Астраханской области, полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание назначено к рассмотрению с использованием систем видео-конференц-связи, при содействии Арбитражного суда Астраханской области на 03.12.2020.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы, на основании ходатайства ПАО "МРСК Юга" и в соответствии со статьей 158 АПК РФ было отложено на 12.01.2021 на 09 часов 45 минут.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес УФАС по Астраханской области поступила жалоба Исаева В.С. на бездействие ПАО "МРСК Юга", выразившееся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, 9.5-11.1 км западнее, зимовка "Колесниково".
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган составил протокол об административном правонарушении от 10.09.2019 N 030/04/9.21-784/2019 и в присутствии представителя ПАО "МРСК Юга" вынес постановление от 25.09.2019 N 030/04/9.21-784/2019 о привлечении общества к административной ответственности по указанной статье с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности события и состава административного правонарушения, вины ПАО "МРСК Юга" в его совершении, не принятия обществом всех мер по соблюдению положений действующего законодательства, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены в Правилах технологического присоединения.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Судами установлено, что между ИП Главой КФХ Исаевым B.C. и ПАО "МРСК Юга" заключен договор от 11.04.2018 N 30-1-18-00363747 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Дополнительным соглашением к договору установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - до 10 июня 2019 года. Однако к указанному сроку технологическое присоединение объекта к электросетям ПАО "МРСК Юга" не произведено.
Письмом от 14.08.2019 общество сообщило о невозможности продолжения работ по договору от 11.04.2019 N 30-1- 18-00363747 ввиду отказа службы Природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в согласовании варианта размещения СТП-6/0,4 кВ и строительства ВЛ-6 для электроснабжения крестьянско-фермерского хозяйства и отсутствием иных вариантов размещения объекта, в связи с чем направило Исаеву В.С. соглашение о расторжении договора.
Согласно ответу службы Природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 31.01.2019 N 13/1111, исходя из ситуационного плана, представленного ПАО "МРСК Юга" трасса планируемого к строительству объекта "Строительство ВЛ-6 кВ и установка СТП6/0,4 кВ, ф. 26 ПС 220/110/35/6 кВ Владимировка для электроснабжения КФХ, 9,5- 11,0 км западнее зимовка "Колесниково" на 50% своего протяжения проходит по федеральным землям лесного фонда, входящим в единое землепользование с КН 30:01:0:0016 - Левобережное лесничество, Петропавловское участковое лесничество: территория участков (выделов) лесных кварталов 17, 18, 94, 45, 42, 96, 58. Исходя из данных государственного лесного реестра, квартал 58 относится к лесопарковым зонам, в которых в соответствии с пунктом 4 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрещено размещение объектов капитального строительства, включая линейные объекты - ЛЭП. Кроме того, трасса ВЛ расположена в границах особо охраняемой природной территории - природного парка "Волго-Ахтубинское междуречье", в агрохозяйственной и рекреационных зонах.
В то же время, в служебной записке от 22.07.2019, служба Природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области сообщило, что исходя из данных государственного лесного реестра, только лесной квартал 58 Петропавловского участкового лесничества относится к лесопарковым зонам, в которых запрещено размещение объектов капитального строительства, включая линейные объекты - ЛЭП. Все остальные лесные кварталы Петропавловского участкового лесничества в соответствии с государственным лесным реестром относятся к нерестоохранным полосам лесов, где размещение ЛЭП возможно. В соответствии с лесоустроительной картографией, входящей в государственный лесной реестр, и данными публичной кадастровой карты, перенос проектируемой трассы ЛЭП в месте пересечения с лесным кварталом 58 Петропавловского участкового лесничества севернее на 100 м позволит исключить прохождение трассы ЛЭП по лесопарковой зоне.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем третьим статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В статье 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым, в частности, относятся услуги по передаче электрической энергии.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установив, что ПАО "МРСК Юга" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих филиалу ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", пришли к выводу, что требования пункта 16 Правил технологического присоединения ПАО "МРСК Юга" не выполнены, в установленный срок указанная обязанность не исполнена, в связи с чем признали постановление от 25.09.2019 N 030/04/9.21-784/2019 о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.
Суды обоснованно исходили из того, что при наличии альтернативного расположения трассы ЛЭП без ее пересечения с лесным кварталом 58 Петропавловского участкового лесничеств, ПАО "МРСК Юга" незаконно посчитало невозможным осуществление технологического подключения в целом, и направило соглашение о расторжении договора, что является нарушением прав потребителя Исаева В.С. на технологическое подключение объекта к электросетям на основании уже заключенного договора с сетевой организацией.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм. Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.03.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по делу N А06-12419/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А. КОРМАКОВ
Судьи
С.В. МОСУНОВ
И.Ш. ЗАКИРОВА