КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2021 г. N 577-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 67 ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Теплоснабжение" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ООО "Теплоснабжение" оспаривает конституционность пункта 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167), согласно которому анализы контрольных проб сточных вод производились лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Как следует из представленных материалов, данное нормативное положение, утратившее силу с 1 июля 2020 года в связи с изданием другого нормативного акта, до указанной даты было оспорено заявителем в судебном порядке. Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации данная норма была признана не действующей с даты вступления решения суда в законную в силу (т.е. с 24 ноября 2020 года) в той мере, в какой она допускала осуществление анализа отобранных проб сточных вод лабораториями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Заявитель полагает, что данная норма должна быть признана не действующей с более ранней даты, а именно с 1 января 2013 года - с момента вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положения которого не предусматривают проведение анализа отобранных проб сточных вод лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В связи с этим заявитель просит признать пункт 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не соответствующим статье 46 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 4 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Поскольку Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, положение которых оспаривает заявитель, утратили силу с 1 июля 2020 года (в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"), т.е. до обращения ООО "Теплоснабжение" в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба об оспаривании конституционности пункта 67 названных Правил не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
При этом в силу действующего регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения данный анализ осуществляется только лицами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и пункт 9 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728).
Что касается вопроса о моменте, с которого оспоренный нормативный правовой акт признается не действующим по решению суда, то ранее Конституционный Суд Российской Федерации уже обращался к проблеме правовых последствий, в том числе ретроспективных, признания недействующим нормативного правового акта. Из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года N 37-П, от 6 июля 2018 года N 29-П и от 25 февраля 2020 года N 9-П следует, что само по себе признание нормативного правового акта недействующим не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение", поскольку нормативное положение, конституционность которого оспаривается, утратило силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН