АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2021 г. N Ф03-5483/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 06.07.2021 N 65;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю: Моляренко Н.Г., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 13; Братусь Н.Л., представитель от 11.01.2021 N 12;
от Администрации Хвалынского сельского поселения: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 07.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А51-17993/2020 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, адрес: ул. Ханкайская, д. 27, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680011) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (ОГРН 1042500907283, ИНН 2502005990, адрес: ул. Партизанская, д. 8, г. Артем, Приморский край, 692760)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора: администрация Хвалынского сельского поселения (ОГРН 1062510000024, ИНН 2510010049, адрес: ул. Первомайская, д. 17А, с. Летно-Хвалынское, Спасский р-н, Приморский край, 692233)
о признании незаконным решения
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГКУ ДВТУИО МО РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Приморскому краю (далее - МИФНС, инспекция, налоговый орган) от 03.07.2020 N 462 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, определением суда от 11.03.2021 привлечена администрация Хвалынского сельского поселения Спасского муниципального района (далее - третье лицо, администрация поселения).
Решением от 07.07.2021, оставленного без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021, в удовлетворении требований отказано; решением от 07.07.2021 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Приморскому краю заменена на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю в порядке процессуального правопреемства.
Не согласившись с судебными актами учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить ссылаясь на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам, признать оспариваемое решение налогового органа недействительным. По мнению заявителя кассационной жалобы представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Приводит доводы о том, что объекты на земельном участке с кадастровым номером 25:16:020201:50 переданы в собственность муниципального образования "Хвалынское сельское поселение" Спасского муниципального района Приморского края, в связи с чем и право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, переходит к приобретателю здания или сооружения в силу статьи 273 Гражданского кодекса РФ, не требует специальных процедур по передаче участка из собственности одного публичного образования другому (постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 N 2178/11).
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу против доводов учреждения возражает, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу, представленной учреждением за 2019 год.
Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что учреждением в нарушение пункта 1 статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неверно исчислена сумма земельного налога за 2019 год в связи с неотражением в налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год земельных участков с кадастровыми номерами 25:16:020201:50, 25:16:020418:1, 25:32:020103:7, 25:32:020201:150, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ являются объектом налогообложения земельным налогом.
По результатам проверки инспекция составила акт от 18.05.2020 N 318 и приняла решение от 03.07.2020 N 462 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому учреждению доначислен земельный налог за 2019 год в сумме 230 431 руб., пени по нему в сумме 30 004,55 руб. и назначен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 23 043,1 руб. (с учетом увеличения штрафа на 100% при повторности совершения правонарушения и снижения в 4 раза при наличии смягчающих обстоятельств).
Решением УФНС России по Приморскому краю от 14.09.2020 N 13-09/37168@ по апелляционной жалобе решение инспекции от 03.07.2020 N 462 оставлено без изменения.
Ссылаясь на незаконность решения налогового органа, считая свои права нарушенными, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверяя на соответствие закону решение инспекции, судебные инстанции полно и всесторонне исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения, в том числе, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1), земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (подпункт 6).
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, изъятые из оборота) признаются ограниченными в обороте (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что изъятие земельных участков из оборота и освобождение их от налогообложения земельным налогом связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков, категорией земель и разрешенным использованием земельных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.
Следовательно для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находиться в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.
Анализ указанных норм опровергает довод учреждения о том, что все земли Министерства обороны Российской Федерации изъяты из оборота и объектами налогообложения не являются.
Судами установлено, что спорные земельные участки принадлежат ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 23.07.2018, 18.11.2019, 20.11.2019 и 20.11.2019 соответственно, факт регистрации подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:16:020201:50, 25:16:020418:1, 25:32:020103:7, 25:32:020201:150, доначисление по которым оспаривается учреждением в связи с отнесением их к изъятым из оборота, судами установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 25:16:020201:50 площадью 961500 кв.м. расположен по адресу: ул. Колхозная, д. 45, с. Хвалынка, Спасский район, Приморский край, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для обеспечения обороны и безопасности.
По результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:16:020201:50, проведенного старшим специалистом Администрации Хвалынского сельского поселения совместно с начальником отдела муниципального земельного, лесного контроля и недропользования администрации Спасского муниципального района и государственным налоговым инспектором отдела контрольной работы N 1 МИФНС, установлено, что при въезде на территорию участка расположено здание КПП; территория участка частично огорожена забором, вход на территорию свободный; на территории участка имеются разрушенные строения (трех- и двухэтажные здания и несколько одноэтажных строений), территория заросла деревьями, кустарником и травой; признаки деятельности Минобороны России отсутствуют (акт осмотра от 31.05.2019 с фотосъемкой).
Жители с. Летно-Хвалынское, Спасского района, Приморского края в отношении данного земельного участка в пояснениях от 31.05.2019 указали, что данный земельный участок расположен на въезде в с. Летно-Хвалынское; воинская часть на территории поселения расформирована в 2003 году; с 2004 года Вооруженные Силы Российской Федерации на территории данного участка деятельность не ведут, не дислоцируются (ранее участок являлся казарменной зоной); строения разрушены, территория заросла деревьями, кустарником и травой.
Земельный участок с кадастровым номером 25:16:020418:1 расположен по адресу: ул. Центральная, д. 35, с. Славинка, Спасский район, Приморский край, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для нужд обороны и безопасности РФ. Из ответа Администрации Хвалынского сельского поселения от 30.04.2020 N 239 следует, что в ходе осмотра территории данного земельного участка установлено отсутствие каких-либо строений, участок зарос кустарником, деревьями, травой, не огорожен, вход на территорию свободный, признаки деятельности Минобороны России отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером 25:32:020103:7 расположен по адресу: ул. Борисова, д. 17, г. Спасск-Дальний, Приморский край, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для нужд обороны и безопасности РФ. Согласно ответу Администрации городского округа Спасск-Дальний от 15.05.2020 N 2881 на данном земельном участке ранее располагалась железнодорожная ветка, в 2019 году (как и в настоящее время) данный участок свободен от сооружений, железнодорожный путь демонтирован.
Земельный участок с кадастровым номером 25:32:020201:150 расположен по адресу: ул. Заводская, д. 40, г. Спасск-Дальний, Приморский край, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для нужд обороны и безопасности РФ. Согласно ответу Администрации городского округа Спасск-Дальний от 15.05.2020 N 2881 на данном земельном участке находится производственная база ООО "Вираж" (ИНН 2510011010).
Учитывая отсутствие доказательств обратного, из представленных в материалы дела доказательств суды пришли к обоснованному выводу, что на спорных участках здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не имеются, объекты, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, отсутствуют, в связи с чем данные земельные участки согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) являются ограниченными в обороте, но не изъятыми из него.
Земельные участки, отнесенные к землям обороны, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, являющиеся в силу этого ограниченными обороте, подлежат обложению земельным налогом с применением ставки 0,3%.
Таким образом, расчет земельного налога за 2019 год произведен инспекцией обоснованно, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, периода владения объектом недвижимости в течение календарного года и ставки земельного налога в размере 0,3% в соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Доводы учреждения в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:16:020201:50 правомерно отклонены судами со ссылками на сведения о регистрации права на спорный земельный участок из ЕГРН, по которым собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования за ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ на данный участок зарегистрировано только 23.07.2018, отсутствие доказательств передачи данного земельного участка муниципальному образованию "Хвалынское сельское поселение" Спасского муниципального района Приморского края одновременно с передачей объектов недвижимости по приказу Министра обороны РФ от 19.03.2013 N 152 (либо позднее), полученных сведений Военной прокуратуры Восточного военного округа (письмо от 11.07.2019 N 39/2-7289) о нахождении земельного участка на учете в учреждении, согласно которым названный земельный участок с момента передачи недвижимости не использовался Минобороны России по прямому назначению, и к использованию в интересах Минобороны России в дальнейшем не планируется.
Также принято судами во внимание, что причиной не передачи участка является несогласование указанного вопроса с военным ведомством ввиду того, что на участке продолжает находиться имущество Минобороны России - дорожное покрытие из аэродромных плит ПАТ-18 из стойкого железобетона, выдерживающего экстремальные нагрузки, которые переданы на баланс войсковой части N 13984 (с. Черниговка, Черниговский район, Приморский край), подлежат демонтажу и дальнейшему использованию при обустройстве военных городков и объектов. С 2013 года по текущую дату муниципалитет предпринимал безуспешные попытки разделить участок либо побудить военное ведомство передать его муниципалитету в целом.
До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером 25:16:020201:50 не разделен (под нахождение и обслуживание переданных объектов), в собственность Администрации Хвалынского сельского поселения полностью либо в части не передан, право муниципальной собственности на упомянутое недвижимое имущество не возникло.
Определяя учреждение в качестве плательщика земельного налога, суды правомерно руководствовались правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", согласно которой судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Учитывая, что на земельный участка с кадастровым номером 25:16:020201:50 зарегистрировано право собственности Российской Федерации 17.08.2007, на праве постоянного (бессрочного) пользования 23.07.2018 земельный участок зарегистрирован за ФГКУ ДВТУИО МО РФ, именно учреждение является плательщиком земельного налога в отношении указанного участка.
Коллегия поддерживает выводы судов об отсутствии нарушений прав налогоплательщика доначислением земельного налога, исчислением штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ и соответствующих пени, исходя из фактических характеристик земельных участков. Расчет налога и пеней судами проверен и признан верным.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и не влияют на правильность выводов судов; являлись предметом исследования и всестороннего рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. При этом судебными инстанциями со ссылкой на имеющиеся в деле документы подробным образом аргументированы сделанные выводы по каждому земельному участку.
Фактически приведенные учреждением в кассационной жалобе доводы направлены исключительно на переоценку установленных судами обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Все выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Принимая во внимание, что доводы кассационных жалоб не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 07.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А51-17993/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.