Постановление арбитражного суда ЗСО от 27.10.2021 N Ф04-6245/2021 по делу N А27-6858/2021

"Об оставлении без изменения решения: частично удовлетворив иск о взыскании финансовых санкций, суд исходил из того, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения Фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия общества как нарушение"
Редакция от 27.10.2021 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2021 г. N Ф04-6245/2021

Дело N А27-6858/2021

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Малышевой И.А. рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение от 28.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Тышкевич О.П.) и постановление от 24.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Дубинина Т.Н.) по делу N А27-6858/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонного) (ОГРН 1164205068390, ИНН 4222015870) к акционерному обществу "Техснаб" (ОГРН 1034228000069, ИНН 4228007988) о взыскании 4 000 руб.

Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова лиц, участвующих в деле.

Суд

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Техснаб" (далее - Общество, страхователь) 4 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды - октябрь 2019 года, январь, март, июль, август 2020 года.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 28.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (в редакции определения от 28.06.2021 об исправлении описки), оставленным без изменения постановлением от 24.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично. С Общества в доход бюджета Фонда взыскан штраф за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года в сумме 500 рублей. В части взыскания штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании штрафа в размере 3 500 руб. и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Фонд, ссылаясь на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), считает неверным вывод суда об отсутствии правовых оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку дополнительные сведения за спорные периоды представлены впервые в отношении застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена.

С учетом положений части 2 статьи 288.2 АПК РФ, разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", по общему правилу кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются арбитражными судами округов и Судом по интеллектуальным правам судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.

Поскольку заявителем кассационной жалобы обжалуется судебный акт в части отказа в удовлетворении требования о взыскании штрафа в размере 3 500 руб. (за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за отчетные периоды октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года), то суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.

Проверив законность судебных актов в обжалуемой части в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ, изучив доводы жалобы, суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом в Фонд своевременно представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за спорные отчетные периоды, а именно: 13.11.2019 - за октябрь 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц, 12.02.2020 - за январь 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц, 10.08.2020 - за июль 2020 года в отношении 8 застрахованных лиц, 13.09.2020 - за август 2020 года в отношении 8 застрахованных лиц.

Впоследствии Общество самостоятельно представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") 11.01.2020 - за октябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, 14.03.2020 - за январь 2020 года на 4 застрахованных лиц, 27.10.2020 - за июль 2020 года на 1 застрахованное лицо и за август 2020 года на 1 застрахованное лицо. Сведения о застрахованных лицах, указанных в дополняющих формах, отсутствовали в ранее представленных формах СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды.

Полагая, что сведения за периоды октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года с типом формы "дополняющая" представлены с нарушением срока, Фонд составил акты и вынес решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в общем размере 3 500 руб.

В адрес Общества направлены требования об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Неисполнение Обществом требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований Фонда о взыскании с Общества штрафа в размере 3 500 руб., арбитражные суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 8, 11, 15, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции N 211н, правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, пришли к выводу об отсутствии у Фонда оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Данный вывод является верным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Согласно частям 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию; страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (пункт 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ).

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах с указанием: страхового номера индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчества; идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) представляются страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Сведения в 2019, 2020 годах подавались по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах" (введено в действие с 01.04.2016, утратило силу 29.05.2021).

Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд.", "доп.", "отмн.". Код "доп." (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Вместе с тем, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае самостоятельного выявления ошибки до момента ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.

Данный правовой подход закреплен в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.

Судами установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за спорные периоды первоначально представлены своевременно, факт подачи неполных сведений при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен и устранен Обществом самостоятельно путем представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за указанные периоды.

Суд округа соглашается с выводами судов о том, что, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополняющих сведений за этот период, что в силу приведенных норм права исключает применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Доводы Фонда о правомерном привлечении страхователя к ответственности за нарушение срока представления сведений за спорные периоды обоснованно не приняты судами как не соответствующие положениям статьи 15 Закона N 27-ФЗ, которые предоставляют страхователю право на представление не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах, что предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах. Таким образом, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может лишать Общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенные ошибки и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

Поскольку соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены дополнительные основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, а также сохраняющей актуальность правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, кассационный суд соглашается с выводами судов о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения Фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия Общества как нарушение, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6858/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
И.А. МАЛЫШЕВА