Постановление арбитражного суда ВВО от 28.10.2021 N Ф01-4966/2021 по делу N А79-9718/2020

"Об оставлении без изменения постановления: отказав в иске о признании незаконными действий налогового органа, суд исходил из того, что инспекция правомерно отказала обществу в предоставлении субсидии, поскольку отрасль, в которой велась деятельность общества по информации ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 не относилась к отраслям, включенным в перечень"
Редакция от 28.10.2021 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2021 г. N Ф01-4966/2021

Дело N А79-9718/2020

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,

без участия представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рейн Моторс" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А79-9718/2020 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рейн Моторс" (ОГРН: 1132130013355, ИНН: 2130126625,) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары, выразившихся в направлении сообщений от 31.05.2020 и от 11.06.2020, и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Рейн Моторс" (далее - ООО "Рейн Моторс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) по направлению сообщений от 31.05.2020 и от 11.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576), за апрель и май 2020 года.

Решением суда от 17.12.2020 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение суда отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.

ООО ООО "Рейн Моторс" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статью 46 Конституции Российской Федерации, статью 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора не исследовал и не дал оценку фактически осуществляемому Обществом виду деятельности, полагает недопустимым формальный подход апелляционного суда к оценке вида деятельности юридического лица при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной Правилами N 576. По его мнению, Обществом соблюдены все условия и требования, предъявляемые для получения субсидии в соответствии с Правилами N 576. Общество подтвердило осуществление вида деятельности, соответствующего коду 45.11.2 ОКВЭД 2 (торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах). Указание в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве основного вида экономической деятельности Общества подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности организации. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Общества.

Налоговый орган и Общество представили ходатайства о рассмотрении спора без их участия.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 31.05.2020 и 09.06.2020 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года, предусмотренной Правилами N 576.

По результатам рассмотрения заявлений Инспекция отказала Обществу в предоставлении субсидии (сообщения об отказе от 31.05.2020 и от 11.06.2020) в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень).

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 24.07.2020 N 188 и 189 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.

Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении сообщений от 31.05.2020 и от 11.06.2020.

Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 576, Перечнем, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии счел требование Общества обоснованным и удовлетворил его.

Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд счел, что Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении субсидии, поскольку отрасль, в которой велась деятельность Общества по информации ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 не относилась к отраслям, включенным в Перечень.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).

В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года - с 1 июня до 1 июля 2020 года.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение трех рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень.

Суд апелляционной инстанции установил, и это не противоречит материалам дела, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности Общества являлась торговля автотранспортными средствами (код 45.1 ОКВЭД 2).

Данный вид деятельности в Перечне не обозначен.

С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Общество не соответствовало условиям, определенным Правилами N 576, для получения мер государственной поддержки.

Довод заявителя о том, что в силу иерархического метода классификации, примененного в ОКВЭД 2, он имеет право на предоставление субсидии, поскольку указанная в Перечне подгруппа 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" включена в подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", заявленный им как основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, так как не основан на положениях Перечня и Правил N 576.

При этом, как верно отметил суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии, поскольку Правила N 576 устанавливают основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ, и по состоянию на 01.03.2020 (пункт 1).

На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал ООО "Рейн Моторс" " в удовлетворении заявленного требования.

Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании Перечня и Правил N 576, не опровергают выводы апелляционного суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А79-9718/2020 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рейн Моторс" - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Рейн Моторс".

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В. НОВИКОВ

Судьи
О.Е. БЕРДНИКОВ
Т.В. ШУТИКОВА