АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2021 г. N Ф07-14771/2021
Дело N А66-2293/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 17.11.2021 без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери Тверской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А66-2293/2021,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное), адрес: 170100, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Доброе дело", адрес: 170042, г. Тверь, ул. Благоева, д. 5, 4, ОГРН 1096952015203, ИНН 6952022175 (далее - Общество), о взыскании 4 500 руб. финансовых санкций.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
Податель жалобы считает, что Управлением, вопреки выводам судов, не пропущен совокупный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, поскольку данный срок подлежит исчислению с даты фактического представления Обществом сведений по форме СЗВ-М за январь-сентябрь 2019 года, то есть с 21.03.2020.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, 1, ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441 (далее - Отделение), заявлено ходатайство, в котором оно, ссылаясь на прекращение деятельности Управления путем реорганизации в форме присоединения к Отделению, просит заменить ответчика в порядке процессуального правопреемства на Отделение.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, в порядке универсального правопреемства заменяет заявителя вследствие его реорганизации на Отделение.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"(далее - Закон N 167-ФЗ) и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является страхователем.
В ходе проверки, проведенной в отношении ответчика в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, Управлением выявлены нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Как установлено Управлением, Общество представило сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за январь - сентябрь 2019 года с нарушением установленного срока 21.03.2020.
Управлением в отношении Общества составлены акты от 16.06.2020 N 078S18200005977, N 078S18200005978, N 078S18200005979, N 078S18200005980, N 078S18200005981, N 078S18200005982, N 078S18200005983, N 078S18200005984, N 078S18200005985 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решениями от 28.07.2020 N 078S19200007319, N 078S19200007318, N 078S19200007317, N 078S19200007316, N 078S19200007315, N 078S19200007320, N 078S19200007321, N 078S19200007322, N 078S19200007323 Общество привлечено к ответственности за несвоевременное предоставлением сведений о застрахованных лицах за январь - сентябрь 2019 года в виде уплаты финансовых санкций в общей сумме 4 500 руб.
Управлением направлены Обществу требования об уплате финансовых санкций от 20.08.2020 N 078S01200006426, N 078S01200006427, N 078S01200006428, N 078S01200006429, N 078S01200006430, N 078S01200006431, N 078S01200006432, N 078S01200006433, N 078S01200006434 со сроком уплаты 08.09.2020.
Поскольку финансовые санкции Обществом добровольно не уплачены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Общества 4 500 руб. штрафа за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - сентябрь 2019 года.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 16.02.2021 по делу N А66-1841/2021 в принятии заявления о выдаче судебного приказа заявителю отказано.
Управление обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в общем порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о пропуске Управлением срока для обращения в суд с указанным заявлением, в связи с чем отказали ему в удовлетворении требований.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Закона N 167-ФЗ относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа названных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как установлено судами, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в связи с неисполнением Обществом требований об уплате финансовых санкций от 20.08.2020 в установленный в них срок.
Данные требования выставлены Управлением на основании решений от 28.07.2020 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 4500 рублей за непредставление сведений в отношении застрахованных лиц по формам СЗВ-М за период с января по сентябрь 2019 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Отказывая Управлению в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций по итогам оценки представленных в материалы дела доказательств, и руководствуясь положениями Закона N 27-ФЗ, Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что заявление подано пенсионным фондом по истечении срока, установленного для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применительно к которой пропуск пенсионным фондом срока, установленного для совершения процедурного действия (в том числе проведение проверки, направление требования об уплате штрафа), не влечет продления срока, установленного для совершения последующего действия (принудительное взыскание штрафа).
Приведенные в жалобе доводы не подтверждают существенного нарушения судами норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд округа не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 48, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
в порядке процессуального правопреемства заменить государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное), адрес: 170100, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696, на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, 1, ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441.
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А66-2293/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.И. КОРАБУХИНА