Постановление арбитражного суда УО от 30.11.2021 N Ф09-5192/21 по делу N А76-46379/2020

"Об оставлении без изменения постановления: удовлетворив иск о признании незаконным и отмене сообщения налогового органа, суд исходил из того, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"
Редакция от 30.11.2021 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2021 г. N Ф09-5192/21

Дело N А76-46379/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Сухановой Н. Н., Гавриленко О. Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульяновой Е.Н. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А76-46379/2020 Арбитражного суда Челябинской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители инспекции - Удовицкая С.А. (доверенность от 28.12.202, диплом), Коновалова Т.В. (доверенность от 29.12.2020, диплом).

Инспекция заявила ходатайство о возобновлении производства по кассационной жалобе. Ходатайство удовлетворено.

Общество с ограниченной ответственностью Клуб развития "Ключи" (далее - заявитель, общество, Клуб развития "Ключи") обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекция о признать незаконным и отмене сообщения (решение) от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации 24.04.2020 N 576 за апрель 2020 г.; признании незаконным и отмене сообщения (решение) от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 за май 2020 г.; обязании инспекции признать Клуб развития "Ключи" получателем субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 24.04.2020 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 01.02.2021 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 решение суда отменено.

Апелляционный суд признал недействительными вынесенные инспекцией в отношении общества Клуб развития "Ключи" сообщения от 18.05.2020 и от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 за апрель и май 2020 года; обязал инспекцию предоставить обществу Клуб развития "Ключи" субсидии за апрель, май 2020 года в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.

В кассационной жалобе инспекция просит постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила).

По мнению налогового органа, отрасль, в которой ведет деятельность заявитель, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, 04.05.2020 Клуб развития "Ключи" обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.

Инспекция 26.05.2020 направила сообщение об отказе в предоставлении субсидии.

Клуб развития "Ключи" 01.06.2020 также обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за май 2020 года.

Инспекцией 01.06.2020 было направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии.

Отказы в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, вынесены на основании того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.

В частности, код ОКВЭД основного вида экономической деятельности общества (код ОКВЭД 82.99) в соответствии с информацией из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 не содержится в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.

Заявителем в Управление ФНС по Челябинской области была направлена жалоба.

Решением УФНС по Челябинской области, содержащимся в письме от 19.08.2020, жалоба Клуба развития "Ключи" оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции, общество оспорило их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, поддержал выводы инспекции и указал на отсутствие у общества права на получение субсидий, поскольку указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества не соответствует условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что решение подлежит отмене.

В настоящем деле спорным является вопрос о том, относится ли отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 и подпадает ли деятельность заявителя под регулирование Правил.

Порядок выплаты спорных субсидий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, которым утверждены Правила.

Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;

б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;

д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).

В соответствии с названным Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434 вид деятельности код ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых" внесен в соответствующий Перечень.

Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.

Апелляционным судом установлено, что общество с момента государственной регистрации фактически осуществляет деятельность в сфере образования; в упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год указан вид деятельности по коду ОКВЭД 85.41. Также в бухгалтерской отчетности на 30.06.2020 видом экономической деятельности указано - образование дополнительное детей и взрослых.

Оценив в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства, апелляционный суд обоснованно заключил, что в действительности на дату, указанную в Правилах (01.03.2020), Клуб развития "Ключи" осуществлял деятельность, подпадающую под код ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых", в связи с чем апелляционная инстанция не усмотрела в действиях общества признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение субсидии из бюджета.

Таким образом, вывод апелляционной инстанции о том, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержащимся в Перечне, переоценке кассационной инстанцией не подлежит в силу отсутствия таковых полномочий.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно указал, что основания для принятия налоговым органом оспариваемых решений отсутствовали, и требования общества, предъявленные в рамках настоящего дела, подлежат удовлетворению.

Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части данного постановления.

Нормы материального права апелляционным судом применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А76-46379/2020 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В. ВДОВИН

Судьи
Н.Н. СУХАНОВА
О.Л. ГАВРИЛЕНКО