АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2021 г. N Ф09-5192/21
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульяновой Е.Н. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А76-46379/2020 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители инспекции - Удовицкая С.А. (доверенность от 28.12.202, диплом), Коновалова Т.В. (доверенность от 29.12.2020, диплом).
Инспекция заявила ходатайство о возобновлении производства по кассационной жалобе. Ходатайство удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью Клуб развития "Ключи" (далее - заявитель, общество, Клуб развития "Ключи") обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекция о признать незаконным и отмене сообщения (решение) от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации 24.04.2020 N 576 за апрель 2020 г.; признании незаконным и отмене сообщения (решение) от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 за май 2020 г.; обязании инспекции признать Клуб развития "Ключи" получателем субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 24.04.2020 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 решение суда отменено.
Апелляционный суд признал недействительными вынесенные инспекцией в отношении общества Клуб развития "Ключи" сообщения от 18.05.2020 и от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 за апрель и май 2020 года; обязал инспекцию предоставить обществу Клуб развития "Ключи" субсидии за апрель, май 2020 года в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила).
По мнению налогового органа, отрасль, в которой ведет деятельность заявитель, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 04.05.2020 Клуб развития "Ключи" обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Инспекция 26.05.2020 направила сообщение об отказе в предоставлении субсидии.
Клуб развития "Ключи" 01.06.2020 также обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за май 2020 года.
Инспекцией 01.06.2020 было направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии.
Отказы в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, вынесены на основании того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В частности, код ОКВЭД основного вида экономической деятельности общества (код ОКВЭД 82.99) в соответствии с информацией из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 не содержится в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Заявителем в Управление ФНС по Челябинской области была направлена жалоба.
Решением УФНС по Челябинской области, содержащимся в письме от 19.08.2020, жалоба Клуба развития "Ключи" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями инспекции, общество оспорило их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, поддержал выводы инспекции и указал на отсутствие у общества права на получение субсидий, поскольку указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества не соответствует условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что решение подлежит отмене.
В настоящем деле спорным является вопрос о том, относится ли отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 и подпадает ли деятельность заявителя под регулирование Правил.
Порядок выплаты спорных субсидий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, которым утверждены Правила.
Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
В соответствии с названным Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434 вид деятельности код ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых" внесен в соответствующий Перечень.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.
Апелляционным судом установлено, что общество с момента государственной регистрации фактически осуществляет деятельность в сфере образования; в упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год указан вид деятельности по коду ОКВЭД 85.41. Также в бухгалтерской отчетности на 30.06.2020 видом экономической деятельности указано - образование дополнительное детей и взрослых.
Оценив в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства, апелляционный суд обоснованно заключил, что в действительности на дату, указанную в Правилах (01.03.2020), Клуб развития "Ключи" осуществлял деятельность, подпадающую под код ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых", в связи с чем апелляционная инстанция не усмотрела в действиях общества признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение субсидии из бюджета.
Таким образом, вывод апелляционной инстанции о том, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержащимся в Перечне, переоценке кассационной инстанцией не подлежит в силу отсутствия таковых полномочий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно указал, что основания для принятия налоговым органом оспариваемых решений отсутствовали, и требования общества, предъявленные в рамках настоящего дела, подлежат удовлетворению.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права апелляционным судом применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А76-46379/2020 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.