КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2021 г. N 2287-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОВЫЙ КОММУНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 154 И ЧАСТЬЮ 9.1 СТАТЬИ 156 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новый коммунальный стандарт" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Новый коммунальный стандарт" (далее также - ООО "Новый коммунальный стандарт"), с которого арбитражные суды взыскали задолженность по оплате коммунальных услуг и неустойку, указав, что заключение договоров поставки коммунальных ресурсов собственниками жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией не освобождает управляющую компанию от исполнения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и не прекращает ее отношений с ресурсоснабжающей организацией в части поставки коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, оспаривает конституционность следующих норм Жилищного кодекса Российской Федерации:
части 2 статьи 154, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); взнос на капитальный ремонт (пункт 2); плату за коммунальные услуги (пункт 3);
части 9.1 статьи 156, в соответствии с которой плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 2, 8 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1), 55, 75.1 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют в случаях, когда предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией осуществляется в соответствии с заключенными с каждым собственником помещений в многоквартирном доме договорами (статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), взыскивать с управляющих организаций плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливая структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, разделяют плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги, а также включают плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения.
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 того же Кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме вносят соответствующей ресурсоснабжающей организации лишь плату за коммунальные услуги (часть 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Плату же за содержание жилого помещения и взносы на капитальный ремонт, по общему правилу, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 указанного Кодекса (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ввиду того что управляющие организации не лишены возможности предъявления к оплате собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме стоимости потребленных на общедомовые нужды коммунальных услуг в составе расходов на содержание жилого помещения в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, оспариваемые нормы не нарушают конституционных прав ООО "Новый коммунальный стандарт" в обозначенном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новый коммунальный стандарт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН