Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 N 02АП-9771/2021 по делу N А82-6769/2021

"Об оставлении без изменения решения: частично удовлетворив иск о взыскании ей неосновательного обогащения, суд исходил из соблюдения обществом условия, для получения спорной субсидии в отношении 8 человек"
Редакция от 24.12.2021 — Действует

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2021 г. N 02АП-9771/2021

Дело N А82-6769/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2021 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца - Смирновой Л.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2021 по делу N А82-6769/2021,

по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (ИНН: 7611013581, ОГРН: 1047601808110) к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер сервис" (ИНН: 7611027344, ОГРН: 1197627023857) о взыскании 121 300 рублей,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер сервис" (далее - ООО "Партнер сервис", Общество, ответчик) о взыскании 121 300 рублей неосновательного обогащения в виде неправомерно полученной субсидии.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2021 исковые требования Инспекции удовлетворены частично. Суд взыскал с ООО "Партнер сервис" в пользу Инспекции 24 260 рублей неосновательно полученной субсидии. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Налоговый орган считает, что Обществу неправомерно выплачена субсидия, предоставляемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576).

Инспекция указывает, что согласно имеющимся сведениям, в марте 2020 года в трудовых отношениях с Обществом состояло 10 человек, в апреле 2020 года - 8. Таким образом, установлено снижение количества работников за апрель более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, что исключает возможность предоставления субсидии ввиду несоответствия ООО "Партнер сервис" критериям, установленным в подпункте "е" пункта 3 Правил N 576.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, куда явился представитель Инспекции.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Партнер сервис" указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

ООО "Партнер сервис" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В суд апелляционной инстанции от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве на стороне истца.

На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Согласно данным ЕГРЮЛ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области 01.11.2021 прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, ее правопреемником является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942).

Следовательно, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области подлежит замене на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942).

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО "Партнер сервис" обратилось в Инспекцию с заявлениями от 12.05.2020 и повторно - от 31.05.2020 о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576.

Налоговый орган 18.05.2020 отказал в предоставлении субсидии, указав что заявитель не подтвердил право на получение субсидии по причине того, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

По результатам рассмотрения заявления от 31.05.2020 Обществу предоставлена субсидия в размере 121 300 рублей (12 130 рублей х 10 человек).

В ходе мониторинга исполнения Правил N 576 Инспекцией установлено, снижение количества работников за апрель более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, что исключает возможность предоставления субсидии ввиду несоответствия ООО "Партнер сервис" критериям, установленным в подпункте "е" пункта 3 Правил N 576.

11.08.2020 Инспекцией в адрес Общества направлено уведомление о необходимости возврата субсидии в размере 121 300 рублей.

В добровольном порядке субсидия Обществом не возвращена, в связи с чем, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Правил N 576, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания необоснованным получения Обществом субсидии в расчете на 8 работников.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

В абзаце пятом пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года - с 1 июня до 1 июля 2020 года.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям по форме СЗВ-М за март 2020 год количество застрахованных лиц Общества составило 10 человек, а в апреле 2020 года - 8 человек.

Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что в Обществе как по состоянию на 01.03.2020, так и по состоянию на 01.04.2020 были организованы 8 рабочих мест, при увольнении 05.03.2020 двух работников их рабочие места были сохранены и на освободившиеся должности в марте 2020 года было принято 2 новых работника. В апреле 2020 года увольнение сотрудников не производилось.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в апреле 2020 года у Общества сохранились рабочие места в том же количестве, что и в марте 2020 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении Обществом условия, установленного подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576, для получения спорной субсидии в отношении 8 человек.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований о взыскании субсидии в размере 97 040 рублей.

Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

в порядке процессуального правопреемства заменить истца по делу А82-6769/2021 на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942).

решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2021 по делу N А82-6769/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
М.В. НЕМЧАНИНОВА

Судьи
О.Б. ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И. ЧЕРНЫХ