КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N 932-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЛУСТАЧА ОЛЕГА ИГОРЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.И. Лустача к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин О.И. Лустач оспаривает конституционность абзаца второго пункта 3 (в жалобе ошибочно поименованного частью) статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как следует из представленных материалов, в период с января по август 2020 года при несении боевых дежурств заявитель исполнял обязанности по замещаемой им воинской должности оперативного дежурного командного пункта. В ноябре 2020 года он подал рапорт о выплате ему за указанное время денежной компенсации за участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, вместо предоставления дополнительных суток отдыха. Командиром воинской части был подготовлен соответствующий приказ, в согласовании которого было отказано в связи с тем, что несение О.И. Лустачом боевых дежурств является непосредственным исполнением обязанностей по занимаемой им воинской должности. Вследствие этого за защитой своих прав он обратился в суд, который отказал О.И. Лустачу в удовлетворении заявленных требований. При этом из представленных заявителем судебных постановлений следует, что в связи с несением боевых дежурств заявитель получал надбавку за особые условия службы, а непосредственно после окончания дежурств командованием воинской части ему предоставлялись дополнительные сутки отдыха.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 и 37 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, позволяет не выплачивать предусмотренную данной нормой ежемесячную денежную компенсацию за несение боевого дежурства некоторым военнослужащим, порождая неравенство в правах лиц, проходящих военную службу и привлекаемых к несению боевых дежурств.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Военная служба, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.
Целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне предопределяется и возможность введения особых правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых. При этом специфика военной службы предполагает возможность установления особенностей реализации права на отдых. Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя.
Пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" направлен на реализацию права на отдых лицами, проходящими военную службу по контракту, при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
Абзац первый пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляет положение, в силу которого за участие в указанных мероприятиях предоставляются дополнительные сутки отдыха в порядке и на условиях, определенных Положением о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), тогда как абзац второй предусматривает возможность выплаты денежной компенсации военнослужащим, не использовавшим дополнительные сутки отдыха. Такое правовое регулирование носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Разрешение же вопроса о наличии оснований для выплаты О.И. Лустачу денежной компенсации в соответствии с оспариваемой нормой к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лустача Олега Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН