Постановление Арбитражного Суда СЗО от 15.06.2022 N Ф07-5948/2022 по делу N А44-4547/2021

"Об оставлении без изменения решения: удовлетворив заявление УФССП о признании незаконным решения налогового органа, суд исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что запрашиваемые документы имелись у УФССП и могли быть представлены в налоговый орган, в этой связи основания для привлечения к ответственности по п. 2 статьи 126 НК РФ отсутствуют"
Редакция от 15.06.2022 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2022 г. N Ф07-5948/2022

Дело N А44-4547/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Лущаева С.В.,
судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,

рассмотрев 14.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А44-4547/2021,

установил:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, адрес: 173003, Великий Новгород, Стратилатовская ул., д. 19, ОГРН 1045300293422, ИНН 5321100670 (далее - УФССП по Новгородской области), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция N 9, процессуальный правопреемник - Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Октябрьская ул., д. 17, корп. 1, ОГРН 1045300659986, ИНН 5321100630, далее - УФНС по Новгородской области), от 28.04.2021 N 3668.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Саратовской области, адрес: 410040, г. Саратов, пр. имени 50 лет Октября, здание 108/6, ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895 (далее - Инспекция N 23).

Решением суда от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022, оспариваемое решение Инспекции N 9 признано незаконным.

В кассационной жалобе УФНС по Новгородской области, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.

Податель кассационной жалобы считает правомерным привлечение УФССП по Новгородской области к ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку оно не представило налоговому органу документы и информацию по требованию, соответствовавшему положениям статьи 93, 93.1 НК РФ, и не сообщило об их отсутствии.

В отзыве на кассационную жалобу УФССП по Новгородской области, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании статьи 93.1 НК РФ Инспекция N 9 направила УФССП по Новгородской области требование от 20.01.2020 N 15-14-156 о представлении документов (информации), сформированное на основании поручения Инспекции N 23 от 17.01.2020 N 607 об истребовании документов (информации).

Основанием для направления указанного поручения послужило проведение Инспекцией N 23 выездной налоговой проверки деятельности сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива "МОЛКОМ" (ИНН 6453098429) (далее - Кооператив).

Указанное требование оставлено УФССП по Новгородской области без исполнения.

В порядке статьи 101.4 НК РФ Инспекция N 9 составила акт от 04.03.2021 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.

Решением Инспекции N 9 от 28.04.2021 N 3668 УФССП по Новгородской области привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ, в виде 1 250 руб. штрафа за непредставление налоговому органу имеющихся у него документов в порядке статьи 93.1 НК РФ по взаимоотношениям с Кооперативом в срок, установленный требованием от 20.01.2020 N 15-14-156.

Решением УФНС по Новгородской области от 31.05.2021 N 53907/21/11837 жалоба УФССП по Новгородской области на решение Инспекции N 9 оставлена без удовлетворения.

УФССП по Новгородской области обжаловало решение Инспекции N 9 в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признали неправомерным привлечение УФССП по Новгородской области к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Наличие в требовании о представлении документов (информации) указания на виды документов, периоды и контрагентов, к которым они относятся, дает возможность налогоплательщику определить запрашиваемые документы (информацию), подлежащие представлению в налоговый орган.

В силу пункта 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых в соответствии с этой статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные этим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 этого Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суды установили, что Инспекция N 9 направила УФССП по Новгородской области требование от 20.01.2020 N 15-14-156 о представлении документов (информации), касающихся хозяйственно-финансовых отношений Кооператива в период с 2016 по 2018 годы.

Между тем какие-либо финансово-хозяйственные отношения между УФССП по Новгородской области и Кооперативом в указанный период отсутствовали. В производстве УФССП по Новгородской области находилось исполнительное производство N 7340/18/53026, возбужденное в отношении Кооператива, которое в 2018 году было окончено. Документы по названному исполнительному производству в требовании Инспекции N 9 не были указаны в качестве истребуемых.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что запрашиваемые документы имелись у УФССП по Новгородской области и могли быть представлены в налоговый орган, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения УФССП по Новгородской области к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ ввиду отсутствия в его действиях состава вменяемого правонарушения.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что истребовалась информация о Кооперативе, а не документы, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А44-4547/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В. ЛУЩАЕВ

Судьи
О.Р. ЖУРАВЛЕВА
С.В. СОКОЛОВА