Постановление арбитражного суда до от 03.09.2020 N Ф03-3253/2020 по делу N А51-24867/2019

"Об оставлении без изменения решения: отказав в иске о признании недействительным письма Роскомнадзора, суд исходил из того, что общество является оператором, что им не отрицалось, оно обязано предоставлять по мотивированному запросу сведения, касающиеся его деятельности по обработке персональных данных"
Редакция от 03.09.2020 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2020 г. N Ф03-3253/2020

по делу N А51-24867/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Черняк Л.М., Ширяева И.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Дром Ассист" - представитель не явился;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю - Зайцева О.В., представитель по доверенности от 27.12.2019 N 37-Д; Молодцов Д.В., представитель по доверенности от 27.12.2019 N 42-Д;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видео-конференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дром Ассист", на решение от 13.03.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по делу N А51-24867/2019 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дром Ассист" (ОГРН 1152536007139, ИНН 2536285785, адрес: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Дальзаводская, 4, оф. 611) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ОГРН 1042504058343, ИНН 2539063082, адрес: 690041, Приморский край, г. Владивосток, ул. Беломорская, 18) о признании недействительным письма

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дром Ассист" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее - управление, Роскомнадзор) о признании недействительным письма от 04.09.2019 N 12516-05/25.

Решением суда от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

Общество в жалобе настаивает, что управлением нарушена процедура проведения государственного контроля и надзора, установленная Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон), поскольку, во-первых, само общество обрабатывает персональные данные исключительно из перечня части 2 статьи 22 Закона, что дает ему право не уведомлять Роскомнадзор о намерении осуществлять обработку персональных данных. Во-вторых, так как доказательств об организации в отношении него проведения внеплановой проверки либо мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами по "Правилам организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 146 (далее - Правила N 146), управлением не представлено, истребование от него информации и направление в его адрес спорного требования, незаконно. В связи с чем полагает, что баланс прав и обязанностей управления и оператора связи был нарушен, но судами данное обстоятельство надлежащим образом не проверено.

Заявитель, извещенный в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Роскомнадзор в отзыве и его представитель в судебном заседании проведенном посредством организации видео-конференц-связи с Арбитражным судом Приморского края, доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменений как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, что ссылаясь на положения части 1 статьи 23 Закона и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение о Роскомнадзоре), управление направило в адрес общества письмо от 04.09.2019 N 12516-05/25, в котором указало, что является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных и в связи с реализацией возложенных на него полномочий и выявлением признаков деятельности, предполагающей обработку обществом персональных данных, сообщило о том, что последний в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона обязан уведомить уполномоченный орган о намерении осуществлять обработку персональных данных либо в случае наличия оснований, позволяющих обработку персональных данных без уведомления, просило на основании пункта 1 части 3 статьи 23 Закона предоставить следующие сведения:

- перечень персональных данных, обрабатываемых обществом, и источники их получения;

- сведения о категориях лиц, чьи персональные данные обрабатывает общество;

- цели и правовые основания осуществления обществом обработки персональных данных, в том числе относительно передачи персональных данных третьим лицам;

- способы обработки обществом персональных данных;

- использование информационных систем персональных данных, имеющих в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем;

- информацию, подтверждающую принятие мер по соблюдению требований части 1 статьи 18.1 Закона;

- сведения о соблюдении требований части 5 статьи 18 Закона в части обеспечения размещения баз персональных данных на территории Российской Федерации.

Указанную информацию предложено представить в сроки, установленные частью 4 статьи 20 Закона - в течение 30 дней с даты получения запроса.

Также обществу было разъяснено, что в случае непредставления или несвоевременного представления в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в не полном объеме или в искаженном виде, предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ.

Полагая, что письмо управления является незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу о наличии у управления оснований и полномочий для направления оспариваемого письма, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые правомерно приняли во внимание следующее.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются положениями Закона.

Пунктом 2 статьи 3 Закона определено, что оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 3 Закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработка персональных данных представляется собой любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу части 1 статьи 22 Закона оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из буквального содержания приведенных норм Закона суды пришли к верному заключению о том, что оператором признается лицо, осуществляющее либо намеревающееся осуществлять обработку персональных данных, и Закон не связывает признание лица оператором с фактом включения (регистрации) такого лица в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Поэтому правовое значение для квалификации деятельности лица в качестве деятельности оператора имеет факт осуществления этим лицом видов деятельности, при которых оно может обрабатывать персональные данные, а равно факт иметь намерение осуществлять такие виды деятельности.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что общество осуществляет, в том числе деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (код 62.09), а также деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код 63.11.1).

Таким образом, общество вправе осуществлять деятельность по обработке персональных данных, следовательно, оно является оператором в смысле положений статьи 3 Закона и обязан соблюдать правила, установленные данным Законом и принимаемыми в его развитие нормативными правовыми актами.

Вместе с этим в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

Таким органом в соответствии с пунктом 1 Положения о Роскомнадзоре, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Согласно пунктам 2, 6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 70, на территории Приморского края функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных возложены на управление.

Пунктом 1 части 3 статьи 23 Закона, пунктом 6.1 Положения о Роскомнадзоре, закреплено, что уполномоченный орган, исполняя функции защиты прав субъектов персональных данных, имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.

Данное право реализуется Роскомнадзором посредством направления оператору персональных данных запроса о предоставлении информации в отношении обработки персональных данных.

Указанному праву уполномоченного органа, по верным выводам судов, корреспондирует установленная частью 4 статьи 20 Закона обязанность оператора персональных данных сообщить в уполномоченный орган по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса.

Следовательно, учитывая, что общество в соответствии со статьей 3 Закона является оператором, что им не отрицалось, то он в силу требований статьи 20 Закона обязан предоставлять управлению по его мотивированному запросу сведения, касающиеся его деятельности по обработке персональных данных.

В связи с чем, основания для признания письма управления от 04.09.2019 N 12516-05/25 незаконным у судов отсутствовали.

При этом, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, судами верно отмечено, что право управления на истребование информации по правилам пункта 1 части 3 статьи 23 Закона, не тождественно действиям уполномоченного органа для случаев реализации их полномочий, перечисленных в пункте 3 Правил N 146, например (при организации и в проведении плановых и внеплановых проверок, принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; мероприятий по профилактике нарушений). Тем более что, как правильно указал сам заявитель, доказательств совершения уполномоченным органом действий в процедуре исполнения Правил N 146, материалы дела не содержат. Следовательно, оспариваемый запрос направлен обществу исходя из полномочий на получение информации, предоставленных названными нормами Закона и Положением о Роскомнадзоре.

Таким образом, истребуемая в запросе информация о наличии/отсутствии у общества, как оператора, обязанности по направлению в адрес уполномоченного органа уведомления, что предусмотрено частями 1, 3 статьи 22 Закона, по обоснованным выводам судов, в рассматриваемом случае, прав и интересов заявителя не нарушает.

При установленных обстоятельствах, выводы судов о законности оспариваемого акта правомерны, соответствуют материалам дела.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а решение и постановление - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 13.03.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по делу N А51-24867/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дром Ассист" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по чеку - ордеру от 09.07.2020.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М. ЛУГОВАЯ

Судьи
Л.М. ЧЕРНЯК
И.В. ШИРЯЕВ