Постановление арбитражного суда по от 04.06.2024 N Ф06-3365/2024 по делу N А55-17057/2023

"Об оставлении без изменения решения: отказав в иске о признании незаконными налогового уведомления, суд исходил из необходимости исчисления налоговой базы по спорному помещению, принадлежащему предпринимателю, исходя из кадастровой стоимости"
Редакция от 04.06.2024 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2024 г. N Ф06-3365/2024

Дело N А55-17057/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется с использованием системы веб-конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителей:

индивидуального предпринимателя Симонова Сергея Валентиновича - Полиховской Т.С., доверенность от 21.09.2022,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Самарской области - Серебряковой И.В., доверенность от 31.05.2023,

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Галочкина Н.С., доверенность от 06.12.2023,

в отсутствие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области, извещенной надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Симонова Сергея Валентиновича на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А55-17057/2023

по заявлению индивидуального предпринимателя Симонова Сергея Валентиновича (ОГРНИП 308631130100020, ИНН 631105341502) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Самарской области (ОГРН 1046300648019, ИНН 6316053225) о признании незаконным уведомления, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области (г. Тольятти),

установил:

индивидуальный предприниматель Симонов Сергей Валентинович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными налогового уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Самарской области (далее - Инспекция N 21, налоговый орган) от 01.09.2022 N 8156308 за 2021 год и действий налогового органа в части исчисления налога на имущество физических лиц на объект - нежилое помещение общей площадью 1488 м2, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, 24, этаж 1, N н3, литера А, кадастровый номер 63:01:0000000:31710, по повышенной ставке 2%, а также обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области (далее - Инспекция N 23).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024, в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение ими норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку принадлежащее ему нежилое помещение является совокупностью машино-мест, то расчет налога на указанное помещение подлежит исчислению из кадастровой стоимости объекта недвижимости с применением налоговой ставки, не превышающей 0,3% (решение Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482), независимо от того, что здание, в котором помещение находится, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Доводы Предпринимателя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Инспекция N 21 и Управление в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Инспекция N 23 надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Рассмотрение кассационной жалобы Предпринимателя первоначально было назначено на 11 часов 30 минут 14.05.2024. В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 14.05.2024 был объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 21.05.2024.

Судебные заседания до и после перерыва проведены путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Симонов С.В. с 27.10.2008 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 1488 м2, находящееся по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, 24, этаж 1, N н3, литера А, кадастровый номер 63:01:0000000:31710, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию от 15.05.2023, договором от 16.12.2016 N 31415-5Пл "Долевого участия в строительстве стилобата пристроенные помещения свободной планировки со стоянкой N 12 по генплану, расположенного ул. Советской Армии, Пятая просека в Октябрьском районе г. Самары".

01.09.2022 Предпринимателю выставлено налоговое уведомление N 8156308 об исчислении и уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год, согласно которому в отношении спорного помещения применена налоговая ставка в размере 2%.

29.09.2022 Предпринимателем в налоговый орган подано заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц на основании части 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с применением им, как индивидуальным предпринимателем, упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с сообщением налогового органа от 13.10.2022 N 716155 в предоставлении налоговой льготы Предпринимателю отказано на основании пункта 5 статьи 407 НК РФ.

Также заявителем в адрес налогового органа было направлено письмо от 08.11.2022 о произведении перерасчета налога на имущество физических лиц, рассчитанного по спорному объекту по налоговой ставке в размере 0,1%, установленной в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ, поскольку указанное выше нежилое помещение, являющееся объектом налогообложения, представляет собой стоянку автомобилей (паркингом) в соответствии с данными Технического паспорта.

Налоговый орган письмом от 08.12.2022 N 10-015/30728 отказал Предпринимателю в перерасчете, поскольку объект недвижимого имущества с кадастровым номером 63:01:0000000:31710 входит в состав объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0000000:31597 (нежилое здание по ул. Солнечной, 24), включенного в перечень Минимущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406, пунктов 7, 10 статьи 378.2 НК РФ.

Решением Управления от 06.04.2023 N 20-15/11352@ апелляционная жалоба Предпринимателя о признании недействительным налогового уведомления от 01.09.2022 N 8156308 оставлена без удовлетворения.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Предприниматель указывал на то, что он является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и использует объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0000000:31710 в предпринимательской деятельности. Поскольку данный объект не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не относится к категории объектов, подлежащих налогообложению по повышенным ставкам, у налогового органа отсутствовали основания для начисления налога на имущество физических лиц, в том числе по ставке в размере 2%.

Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог на имущество физических лиц, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ (пункт 2 статьи 399 НК РФ).

На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются иные здания, строения, сооружения, помещения.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным названной статьей, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

На основании пунктов 1, 3 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подпункт 2);

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" Министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Министерство имущественных отношений Самарской области издало приказ от 19.10.2020 N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год".

Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 "О налоге на имущество физических лиц" ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень на 2019 год и последующие годы установлена в размере 2%.

Судами предыдущих инстанций установлено, что в Перечень, утвержденный Министерством имущественных отношений Самарской области, было включено, в том числе, здание с кадастровым номером 63:01:0000000:31597 под порядковым номером 163. При этом согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0000000:31710, принадлежащий заявителю на праве собственности, входит в состав здания с кадастровым номером 63:01:0000000:31597.

Как указали суды, правомерность включения объекта с кадастровым номером 63:01:0000000:31597 в Перечень, утвержденный Министерством имущественных отношений Самарской области, заявителем не была оспорена.

Заявитель считает, что включение в указанный Перечень здания, в котором находятся принадлежащие ему помещения, не является основанием для исчисления налога на имущество по данным помещениям исходя из их кадастровой стоимости.

Однако, как правильно отметили суды, в пункте 6 статьи 378.2 НК РФ содержится указание на то, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в рассматриваемый Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу о необходимости исчисления налоговой базы по спорному помещению, принадлежащему Предпринимателю, исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем правомерно отказали заявителю в удовлетворении его требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А55-17057/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Э.Т. СИБГАТУЛЛИН

Судьи
А.Н. ОЛЬХОВИКОВ
А.Д. ХЛЕБНИКОВ