АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2025 г. N Ф08-9095/2024
Дело N А32-21063/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
при участии в судебном заседании, от заявителя - муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" - Козлова И.А. (доверенность от 20.12.2023), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю - Сапелкина А.П. (доверенность от 23.04.2024) и Зайковой А.В. (доверенность от 08.09.2023), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2024 по делу N А32-21063/2023, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 26.01.2023 N 18-30/1.
Решением от 23.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2024, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы занижением предприятием налога на имущество организаций вследствие неправомерного применения пониженной налоговой ставки к объектам имущества, которые не могут быть отнесены.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленное требование. По мнению заявителя, судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам с нарушением норм материального и процессуального законодательства. Предприятие полагает, что судебные инстанции не дали надлежащую оценку доводам налогоплательщика относительно представленных в материалы дела экспертных заключений ООО "Центр оценки и судебной экспертизы "Потенциал" от 22.07.2022 N 2022-106 и АНО "Сочинский судебно-экспертный криминалистический центр" от 09.12.2022 N 354/2022. По мнению предприятия, экспертные мероприятия являются недостаточными для установления срока строительства спорных объектов недвижимости, для целей отнесения их к соответствующим пунктам Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 "О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (далее - Программа). Действия экспертов фактически связаны с исследованиями по вопросу определения периода времени возведения обследуемых объектов, при этом такой вопрос на исследование не ставился. При этом ни экспертами, ни инспекцией не принят во внимание довод налогоплательщика о том, что исследуемые объекты не являются самостоятельными объектами водоотведения, а в своей совокупности формируют объекты водоотведения с определенными наименованиями и техническими характеристиками. Результаты экспертиз не отвечают на поставленные вопросы по существу, следовательно, не доказывают необоснованное применение налогоплательщиком пониженной ставки по налогу на имущество организаций.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению налогового органа, предприятием не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность отнесения спорного имущества к объектам, поименованным в пунктах 85, 87, 235 Программы. СУ СК России по Краснодарскому краю в рамках межведомственного взаимодействия представлено заключение судебного эксперта от 09.12.2022 N 354/2022, согласно которому все обследуемые объекты построены до 2007 года. Налогоплательщик не указал конкретные доказательства, которые опровергают доводы налогового органа, выводы эксперта и установленные судами обстоятельства в отношении каждого из спорных объектов основных средств.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, по данным уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2017, 2018 годы (представленных заявителем 04.06.2019) в разделе 2 по строке 1 налогоплательщиком отражена среднегодовая стоимость имущества в сумме 1 233 577 355 рублей и 1 450 799 097 рублей, соответственно, облагаемая по пониженной налоговой ставке 0,01% (код льготы 201400 "объекты недвижимого имущества, находящихся у них на праве хозяйственного ведения и построенных в соответствии с разделом "Олимпийские спортивные объекты").
На основании решения налогового органа от 29.12.2020 N 18-28/59 проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 14.12.2021 N 18-24/9, направленный, вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 14.12.2021 N 18-09/12111, налогоплательщику и вручен представителю предприятия 14.12.2021 по доверенности от 14.12.2020.
Предприятием в инспекцию представлены письменные возражения на акт налоговой проверки от 14.12.2021 N 18-24/9 (вх. от 12.04.2022 N 00910).
Материалы выездной налоговой проверки, возражения проверяемого лица рассмотрены инспекцией 28.02.2022 (протокол от 28.02.2022 б/н). По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 28.02.2022 N 18-28/20 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 28.03.2022, по результатам которых составлено дополнение к акту проверки от 18.04.2022 N 18-24/6 (вручено представителю заявителя 25.04.2022). Инспекция также составила дополнение к акту проверки от 03.08.2022 N 18-24/23 (вручено представителю заявителя по доверенности 08.08.2022), дополнение к акту проверки от 13.12.2022 N 18-24/33 (вручено представителю заявителя по доверенности 14.12.2022), на которые предприятие представило возражения от 23.08.2022 и 16.01.2023.
Извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 13.01.2023 N 18-07/225 (получено заявителем по ТКС 13.01.2023), предприятие уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта проверки, дополнений к нему и возражений налогоплательщика (с участием представителя налогоплательщика, протокол от 26.01.2023), инспекция приняла решение от 26.01.2023 N 18-30/1, которым предприятию предложено уплатить налог на имущество организаций в сумме 37 928 344 рублей. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправомерное применение предприятием пониженной налоговой ставки в отношении объектов основных средств, не относящихся к Разделам Программы, поименованным в пункте 8 статьи 2 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 620-КЗ), а именно, в результате неправомерного применения налогоплательщиком льготной налоговой ставки в размере 0,01% предприятием занижен налог на имущество организаций на сумму 37 928 344 рублей, и, как следствие, завышен убыток по налогу на прибыль организаций за 2018 год на сумму 4 231 995 рублей. Указанное решение получено заявителем 14.02.2023.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю приняло решение от 11.05.2023 N 26-08/12867@ об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения и вступлении решения инспекции от 26.01.2023 N 18-30/1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу.
Не согласившись с решением от 26.01.2023 N 18-30/1 налогового органа предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства (в том числе результаты проведенных экспертиз АНО "Сочинский судебно-экспертный криминалистический центр" от 09.12.2022 N 354/2022 и ООО "Центр Оценки и Судебной экспертизы "Потенциал" от 22.06.2022 N 2022-106) и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", положениями Программы, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 N 723 "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта", статьями 31, 95, 101, пунктом 2 статьи 372, пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона N 620-КЗ, и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 Кодекса).
На территории Краснодарского края налог на имущество организаций, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками установлены Законом N 620-КЗ, статьей 2 которого установлены налоговые ставки по налогу на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 620-КЗ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) налоговые ставки установлены в 2017 году в размере 0,01 процента, в 2018 году - 0,05 процента для организаций в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у них на праве хозяйственного ведения и построенных в соответствии с разделом "Олимпийские спортивные объекты" подпрограммы "Строительство олимпийских спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование" и разделами "Инженерная инфраструктура", "Природоохранная деятельность", "Туристические объекты", "Мероприятия по развитию инфраструктуры, повышению качества жизни в г. Сочи, созданию наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" Программы строительства олимпийских объектов.
Пониженные ставки налога на имущество в 2017, 2018 годах применялись организациями в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у них на праве хозяйственного ведения и построенных в соответствии с разделом "Олимпийские спортивные объекты" подпрограммы "Строительство олимпийских спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование" и разделами "Инженерная инфраструктура" (пункты 60 - 109), "Природоохранная деятельность" (пункты 164 - 171), "Туристические объекты" (пункты 175 - 207), "Мероприятия по развитию инфраструктуры, повышению качества жизни в г. Сочи, созданию наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года" (пункт 235) подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" Программы.
Судебные инстанции установили, что в состав льготируемого имущества предприятием включены объекты, переданные МУП г. Сочи "Водоканал", по распоряжению Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП г. Сочи "Водоканал" от 20.09.2017 N 1033-р. По акту приема-передачи от 20.09.2017 предприятию переданы в хозяйственное ведение объекты водопроводно-канализационного хозяйства согласно приложениям 1 - 3, в том числе: 1) Нежилое здание (водонапорная насосная станция (1 эт.) произ-ть 1410,5 м3/час этап 1.2 (кадастровый номер 23:49:0125003:1203), дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 100000400; 2) Нежилое здание (водонапорная насосная станция/подкачки) (1 эт.) произ-ть 1666,7 м3/час этап 2.2 (кадастровый номер 23:49:0123008:1190), дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 100000401; 3) Сооружение - канализационный коллектор литера L1 (кадастровый номер 23:49:0000000:1713); Пункт ПС 1, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 300001241; 4) Сооружение канализации - канализационный коллектор литера L1, в т.ч. колодцы (2 шт.) Штольня литера (кадастровый номер 23:49:0000000:1715), дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 300001240; 5) Сооружение - канализационный коллектор литера N 1 (кадастровый номер 23:49:0000000:1615), Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 300001250; 6) Шахта стартово-приемная N 2 литера V е = 8,5 м, Пункт ПС 87, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000847; 7) Шахта коллектора стартовая N 3 литера VI d = 8,5 м; Пункт ПС 87, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000844;
8) Шахта коллектора стартовая N 5 литера VII d = 8,5 м, Пункт ПС 87, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000845; 9) Шахта приемная N 4 литера IV d = 7 м, Пункт ПС 87, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000846; 10) Шахтный ствол К-1 литера IX, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000920; 11) Шахтный ствол Ш-10 литера III диаметр 5,5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000921; 12) Шахтный ствол Ш-11 литера II диаметр 4,25 м; Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000922; 13) Шахтный ствол Ш-12 литера I диаметр 5,5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000923; 14) Шахтный ствол Ш-7 литера XI, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000924; 15) Шахтный ствол Ш-7Б литера XIII диаметр 5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000925; 16) Шахтный ствол Ш-7П литера XII диаметр 5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000926; 17) Шахтный ствол Ш-8 литера X диаметр 4,4 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000927; 18) Шахтный ствол Ш-9 литера VIII диаметр 5,5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000928; 19) Шахтный ствол Ш-9А литера VII диаметр 5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000929; 20) Шахтный ствол Ш-9Б литера V диаметр 4,5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000930; 21) Шахтный ствол Ш-9В литера VI, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000931; 22) Шахтный ствол Ш-9П литера IV диаметр 5 м, Пункт ПС 85, дата принятия к учету 20.09.2017, инвентарный номер 200000932. Предприятием не представлены документы и сведения, за исключением распорядительных, свидетельствующих об обоснованности отнесения имущества к объектам, поименованным в пунктах подпрограммы 85, 87, 235, построенных в соответствии с разделами Программы.
Судебные инстанции, установив отсутствие строительной документации в отношении указанных объектов, оценив представленные в материалы дела ответы на запросы налогового органа в целях представления строительной документации МУП г. Сочи "Водоканал", ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края", Администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, экспертное заключение от 22.06.2022 N 2022-106, проведенное в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, экспертное заключение от 09.12.2022 N 354/2022, представленное инспекции Следственным управлением Следственного комитета по Краснодарскому краю в рамках межведомственного взаимодействия, пришли к выводу о строительстве спорных объектов до 2007 года и, соответственно, об отсутствии у предприятия оснований для применения льготной ставки при исчислении налога на имущество. При этом, как указали судебные инстанции, выполнение работ по единичным объектам после 2007 года не может считаться выполнением работ в комплексе по обследуемым объектам.
Вопреки доводам заявителя, экспертные заключения проанализированы судами и признаны соответствующим требованиям статей 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Оснований для непринятия во внимание соответствующих выводов экспертов у суда не имелось, поскольку данные доказательства наряду с иными подлежали оценке судом.
Суды указали, что в части доводов о невозможности использования результатов судебного эксперта от 09.12.2022 N 354/2022 предприятие не учло, что в соответствии с пунктом 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалов о нарушении законодательства о налогах и сборах, налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 45 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснил, что при исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Согласно положениям частей 4, 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными доказательствами по делу результаты проведенной АНО "Сочинский судебно-криминалистический центр" экспертизы от 09.12.2022 N 354/2022 и, не установив недостатков в экспертном заключении, сомнений в правильности и объективности содержащихся в нем выводов, которые могли бы послужить основанием для назначения повторной экспертизы, суды признали обоснованным вывод инспекции о занижении предприятием налога на имущество организаций в связи с неправомерным применением пониженной налоговой ставки к объектам имущества, которые не могут быть отнесены к пунктам Программы.
Доказательства, опровергающие выводы экспертного заключения, основанные на исследовании объектов экспертизы, представленных документов, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данное обстоятельство предприятие документально не опровергло.
Судебные инстанции оценили доводы предприятия о несоблюдении инспекцией процессуальных норм налогового законодательства, выразившихся в необоснованном затягивании сроков проведения проверки и длительном проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и дали им соответствующую правовую оценку. При этом судебные инстанции, учитывая установленные обстоятельства проведения проверки, обоснованно указали, что нарушение сроков вынесения решения само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения инспекции недействительным; доказательства, свидетельствующие о возникновении у налогоплательщика негативных последствий, вызванных отложением рассмотрения материалов проверки предприятие не представило.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2024 по делу N А32-21063/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.Н. ВОЛОВИК
Судьи
А.Н. ГЕРАСИМЕНКО
В.В. КОНОПАТОВ