Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2025 N 528-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Уденазарова Курбана Ханмурадовича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
Редакция от 27.02.2025 — Действует

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2025 г. N 528-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА УДЕНАЗАРОВА КУРБАНА ХАНМУРАДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 1 И 2 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев по требованию гражданина К.Х. Уденазарова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин К.Х. Уденазаров оспаривает конституционность следующих положений Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей":

пункта 1, предусматривающего, что многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно;

пункта 2, согласно которому предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Как следует из представленных материалов, семье заявителя ранее выдавалось удостоверение многодетной семьи сроком до 9 ноября 2020 года. После вступления в силу Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей" К.Х. Уденазаров обратился в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе муниципального образования города Казани с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. В предоставлении государственной услуги "Установление статуса многодетной семьи (выдача, продление действия и замена удостоверения многодетной семьи в Республике Татарстан)" ему было отказано.

Законность данного отказа была подтверждена решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 апреля 2024 года. Суд установил, что на дату обращения с заявлением из трех детей истца - двое старше 18 лет и один из них обучается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заочной форме обучения, следовательно, семья К.Х. Уденазарова до 2024 года утратила статус многодетной семьи на основании закона Республики Татарстан и не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные названным Указом Президента Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2024 года К.Х. Уденазарову было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2024 года N 164н), согласно которому бессрочный статус многодетной семьи распространяется на семьи, утратившие статус многодетной семьи на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и соответствующие положениям пунктов 1 и 2 данного Указа.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования не предусматривают возможность установления статуса многодетной семьи бессрочно семьям, имеющим трех детей и ранее утратившим статус многодетной семьи на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, независимо от соблюдения условия, предусмотренного пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей".

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), не устанавливает конкретных мер социальной защиты, их объема (размеров), а также условий предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя. Отдельные меры социальной поддержки могут быть установлены Указом Президента Российской Федерации в рамках реализации его функций, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Президент Российской Федерации Указом "О мерах социальной поддержки многодетных семей" предусмотрел как гарантируемые государством меры поддержки многодетным семьям (пункт 3), так и условия приобретения семьей статуса многодетной с целью их предоставления, исходя не только из факта воспитания в семье трех и более детей, но и их возраста (до 18 лет или 23 лет при условии обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения) (пункты 1 и 2).

Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий Президента Российской Федерации, является элементом правового механизма дополнительной социальной защиты многодетных семей, воспитывающих трех и более детей и в силу их возраста нуждающихся в поддержке; оно направлено на реализацию задач социальной политики Российской Федерации, вследствие чего не может расцениваться как нарушающее права заявителя.

Разрешение же вопроса о возможности установления статуса многодетной семьи на основании Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей" семьям, ранее утратившим статус многодетной семьи в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при отсутствии у них в силу возраста детей права на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Указом, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Уденазарова Курбана Ханмурадовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН