Письмо Минкультуры РФ от 29.07.2002 N 01-97/16-67

"О некоторых вопросах применения "Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале""
Редакция от 29.07.2002 — Действует

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 июля 2002 г. N 01-97/16-67

В связи с неоднократными обращениями в Министерство культуры Российской Федерации по вопросу применения "Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 308) Минкультуры России направляет следующие разъяснения.

Как следует из ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к лицензируемым видам относятся виды деятельности, осуществление которых, в частности, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.

Применительно к публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале данное положение означает обязанность лицензиата соблюдать права и интересы зрителей - потребителей данного вида услуги, а также интересы правообладателей на аудиовизуальные произведения, предназначенные для публичного показа.

При осуществлении данного вида деятельности лицензиат берет на себя:

- обязанность показывать фильмы с разрешения правообладателя и только после государственной регистрации фильмов, соблюдать установленные в процессе регистрации возрастные ограничения зрительской аудитории, заранее информировать зрителей о таких ограничениях, чтобы увиденное ими на экране не отразилось негативно на эмоциональном и психическом состоянии граждан, прежде всего детей и подростков;

- обязанность показывать фильмы с соблюдением требований к качеству изображения и звука, установленных соответствующими отраслевыми стандартами, из чего следует:

- обязанность обеспечить обслуживание кинопроекционного оборудования персоналом, имеющим опыт работы на таком оборудовании, подтвержденный квалификационным удостоверением.

Исходя из этого были сформулированы лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности, изложенные в п. 3 Положения.

Положение разработано с учетом тенденции на ввод в эксплуатацию современных кинозалов как в результате строительства новых, так и переоборудования уже имеющихся кинозрелищных предприятий, превращение кинопоказа в один из престижных и прибыльных видов деятельности. Вместе с тем это не означает, что за скобками лицензирования остаются сотни уже действующих кинозалов, в том числе и в сельской местности.

Главный признак, определяющий необходимость получения лицензиатом лицензии на право заниматься деятельностью по публичному показу аудиовизуальных произведений, - наличие кинозала, т.е. наличие специального помещения, отвечающего установленным нормам и требованиям (абзац второй п. 1 Положения). Очевидно, что под это определение не подпадают актовые залы школ, институтов, больниц и подобных учреждений, помещения кафе, баров, ресторанов и клубов, открытые площадки, на которых показ фильмов происходит на сезонной основе. Владельцам таких помещений (площадок) нет необходимости получать лицензию на публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале, что не исключает их обязанность соблюдать иные нормы и требования, установленные действующим законодательством (экологические, санитарно - эпидемиологические, противопожарные и другие).

В п. 3 Положения перечисляются лицензионные требования и условия, при обязательном соблюдении которых может осуществляться данный вид деятельности. Необходимость установления лицензионных требований и условий определена в статьях 2 и 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Тот факт, что лицензионные требования и условия, установленные в пп. а) и в) п. 3 Положения, повторяют ряд пунктов Правил по киновидеообслуживанию населения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1264 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859), не умаляет их важности и в то же время не налагает на лицензиата новых обязанностей. Тем самым лишь вновь подчеркнуто, что данные требования и условия - основные. В этой связи исключение их из текста Положения нецелесообразно.

Хотели бы подробнее остановиться на применении пп. в) п. 3 Положения.

Порядок получения прокатных удостоверений на аудиовизуальные произведения, предназначенные для распространения на территории Российской Федерации, определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859).

Данное Постановление не имеет обратной силы, т.е. фильмы, выпущенные в кинотеатральный прокат в установленном порядке до принятия данного Постановления, не нуждаются в регистрации и получении прокатных удостоверений нового образца, поскольку были разрешены к прокату на основании действовавших ранее правил.

Таким образом, кинофильмы выпуска прошлых лет, поступавшие в установленном порядке в фильмофонды региональных прокатных организаций до 28.04.1993, могут демонстрироваться на экранах кинотеатров без прокатных удостоверений, если срок их проката не истек. В отношении отечественных фильмов срок кинотеатрального проката, как правило, не ограничивался.

Вместе с тем копии зарубежных фильмов, сохранившиеся в фильмофондах, договорной срок проката которых истек, не могут демонстрироваться в кинотеатрах. Исключение составляют фильмы, перешедшие в общественное достояние в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".

Что касается требования пп. б) п. 3 Положения, то оно относится к персоналу, непосредственно обслуживающему кинопроекционное и звуковоспроизводящее оборудование. Его квалификация может определяться как удостоверением об окончании соответствующего учебного заведения (курсов), так и квалификационным удостоверением, выдаваемым квалификационными комиссиями. Такие комиссии могут создаваться при территориальных органах управления кинематографией субъектов Российской Федерации по инициативе самих этих органов.

Требования к квалификации других специалистов, обслуживающих кинозал, не входят в лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении данного вида деятельности. Администрация (владельцы) кинозалов вправе сама определять условия, необходимость и порядок проведения аттестации специалистов. Данный подход основывается на общей государственной концепции по максимальному сокращению бюрократических и административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, упрощению порядка получения лицензий.

Согласно п. 6 Положения лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также запросить у соискателя лицензии сведения, подтверждающие возможность их соблюдения. Согласно п. 11 Положения лицензирующий орган не реже одного раза в год осуществляет проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.

Из вышеизложенного следует, что лицензирующий орган для осуществления своих функций не только имеет право, но и должен иметь перечень принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) или используемых им объектов.

Согласно п. 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям является одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии. Данная норма полностью применима к лицензированию деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале.

А.А.ГОЛУТВА