Письмо МНС РФ от 04.06.2002 N 22-1-15/801-Ф491

"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
Редакция от 04.06.2002 — Действует

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 4 июня 2002 г. N 22-1-15/801-Ф491

ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Управление налогообложения малого бизнеса Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев запрос от 18.04.2002 N 02-04/6941, сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

При этом согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.

Статьей 5 Федерального закона установлено, что отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право перейти на общеустановленную систему налогообложения с начала очередного календарного года. При этом осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, возможно только после отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Однако в случае осуществления организацией видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, и получения доходов от этих видов деятельности в течение срока действия упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также если организация перестает быть субъектом малого предпринимательства в результате принятых изменений в уставных документах, перевод таких организаций с вышеуказанной системы налогообложения, учета и отчетности на общеустановленную систему налогообложения следует производить с квартала, следующего за кварталом, в котором получен доход от таких видов деятельности или в котором организация перестала быть субъектом малого предпринимательства.

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ исчисление совокупного размера валовой выручки для определения возможности перехода организации - субъекта малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности предусмотрено производить только на первый день квартала, в котором произошла подача организацией заявления на право применения данной системы налогообложения.

Вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено определять совокупный размер валовой выручки на другие отчетные даты и в случае превышения установленного размера оплаты труда на эти даты производить возврат организации на общепринятую систему налогообложения.

Поэтому если организацией - субъектом малого предпринимательства совокупный размер валовой выручки не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, на первый день квартала, в котором произошла подача заявления на право применения данной системы налогообложения, и организации был выдан патент на право применения этой системы на очередной календарный год, то независимо от превышения совокупного размера валовой выручки в течение срока, на который выдан патент, указанная организация имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до окончания срока действия патента.

3. Вопросы ведения организациями бухгалтерского учета находятся в компетенции Министерства финансов Российской Федерации. В связи с этим по возникающему у налогоплательщиков вопросу обеспечения ведения бухгалтерского учета многопрофильными организациями по одному виду деятельности по общеустановленной системе с составлением баланса и отчета о прибылях и убытках, а по другому виду деятельности - по упрощенной системе с ведением Книги учета доходов и расходов хозяйственных операций им следует обратиться по принадлежности - в Минфин России.

Начальник Управления
государственный советник
налоговой службы II ранга
А.Н.МЕЛЬНИЧЕНКО