МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2017 г. N 14-1/В-296
Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо о ситуации, складывающейся в связи с необходимостью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и сообщает.
Действующее законодательство предоставляет руководителю медицинской организации право самостоятельно принимать решение по формированию структуры организации, определять необходимый численный состав работников организации (с учетом требований к выполняемой работе или предоставляемой услуге), в том числе вносить изменения в штатное расписание организации, если иное не предусмотрено Уставом.
По информации, предоставленной Министерством здравоохранения Республики, штатные расписания медицинских организаций пересматриваются в рамках оптимизации количества должностей "санитар" и профессий рабочих "уборщик служебных помещений" с учетом уточнения объемов трудовых функций по должности "санитар", связанных с уходом за пациентами, с санитарным содержанием помещений, оборудования и инвентаря в соответствии с профессиональным стандартом "Младший медицинский персонал", утвержденным приказом Минтруда России от 12 января 2016 г. N 2н, и уборкой служебных помещений.
При сокращении количества должностей "санитар" в штатном расписании работников с их согласия переводят на работы по профессиям рабочих "уборщик служебных помещений".
При этом уборщикам служебных помещений в 2016 г. сохраняется достигнутый уровень их заработной платы.
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусмотрено повышение в 2018 году средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Достижение показателей, определенных указанной Программой, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, либо занимающих одинаковые должности в учреждениях различных типов.
При этом заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом для соответствующей категории работников.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе о повышении заработной платы, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом следует отметить, что совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 г., утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г. (протокол N 11), включают отдельный раздел по здравоохранению (Раздел X).
Учитывая, что определение структуры и штатного расписания организации относится к компетенции самой организации, по мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России, создание на федеральном уровне рабочей группы в целях разработки перечня учреждений здравоохранения Республики и их структурных подразделений, в которых необходимо наличие ставок санитарок, а также перечня учреждений здравоохранения Республики и их структурных подразделений, в которых допускается труд уборщиков служебных помещений, считаем нецелесообразным.
Врио директора Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и социального партнерства
Минтруда России
С.Ю. ГОРБАРЕЦ