Письмо Минфина РФ от 30.04.2020 N 03-12-12/2/35790

"Об учете у контролирующего лица прибыли КИК, представлении декларации и уведомления о КИК при наличии убытка и переносе убытка КИК на будущие периоды в целях налога на прибыль и НДФЛ"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 апреля 2020 г. N 03-12-12/2/35790

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 04.03.2020 и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается следующее.

1 и 3. Пунктом 2 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

При этом на основании пункта 1 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 Кодекса.

Таким образом, для целей налогообложения у налогоплательщика - контролирующего лица учитывается нераспределенная прибыль контролируемой иностранной компании.

Также обращаем внимание, что доходы в виде дивидендов, полученные физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

2 и 4. Пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса установлено, что налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением документов, предусмотренных указанной статьей.

В случае определения в соответствии с Кодексом убытка контролируемой иностранной компании налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц и иные документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, налогоплательщиком не представляются.

В то же время такой налогоплательщик не освобождается от обязанности уведомления налогового органа соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса).

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 309.1 Кодекса, в случае если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, указанный убыток может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении прибыли контролируемой иностранной компании, если иное не установлено пунктом 7.1 указанной статьи.

При этом убыток контролируемой иностранной компании, определенный одним из способов, установленных пунктом 1 статьи 309.1 Кодекса, не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком - контролирующим лицом не представлено уведомление о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток (пункт 7.1 статьи 309.1 Кодекса).

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
Н.А. КУЗЬМИНА