Письмо Минфина РФ от 22.05.2020 N 03-07-07/42937

"О предложении по кредитованию импортеров кормовых добавок; о ставке НДС при ввозе в РФ кормовых добавок"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 мая 2020 г. N 03-07-07/42937

В связи с обращениями, поступившими письмами от 21 апреля 2020 г., от 22 апреля 2020 г. и от 24 апреля 2020 г., Департамент налоговой политики совместно с Департаментом бюджетной политики в отраслях экономики и Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного рынка сообщает.

Согласно обращениям предлагается рассмотреть возможность кредитования импортеров кормовых добавок на пополнение оборотных средств в целях создания запасов внутри Российской Федерации на более чем двухмесячный период.

Основные приоритеты развития агропромышленного комплекса зафиксированы в документах стратегического планирования: в Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р (далее - Стратегия), в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 20 января 2020 г. N 20 (далее - Доктрина).

Развитие производства комбикормов, кормовых добавок для животных является национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности. Один из приоритетов развития - повышение конкурентоспособности отечественной продукции с учетом процессов по импортозамещению.

В этой связи поддержка импортеров кормовых добавок противоречит основным целям и задачам Стратегии и Доктрины.

Кроме того, в настоящее время предлагаемая мера поддержки не предусмотрена и ее реализация потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Принимая во внимание, что сельское хозяйство не входит в Перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434, внесение предлагаемых изменений представляется необоснованным.

По вопросу распространения положений постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908" на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставкам в размере 10 и 20 процентов. Пониженная ставка налога в размере 10 процентов применяется в отношении социально значимых товаров, в том числе ряда продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 5 статьи 164 Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.

В целях реализации пункта 2 статьи 164 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 (далее - постановление N 908) утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - перечень при ввозе).

Единственной категорией продовольственных товаров, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса, к которой можно отнести такие виды товаров, как кормовые добавки, является "зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы".

Согласно примечанию N 1 к перечню при ввозе при определении ставки налога на добавленную стоимость в отношении товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов подлежит применению в случае, когда наименование декларируемого товара и код ТН ВЭД ЕАЭС, которым классифицируется ввозимый товар, соответствуют коду ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующему ему наименованию, поименованным в перечне при ввозе.

До 1 апреля 2019 года раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня при ввозе включал позицию 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908" (далее - постановление N 1487) позиция "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня при ввозе с 1 апреля 2019 года изложена в следующей редакции:

"Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".

Положения постановления N 1487 не устанавливают ретроспективного действия изменений, внесенных в постановление N 908.

Таким образом, до 1 января 2019 года при ввозе в Российскую Федерацию кормовых добавок применялась ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов (с 1 января 2019 года - 20 процентов), а с 1 апреля 2019 года в связи с изменениями, внесенными в постановление N 908, следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Одновременно сообщаем, что по итогам рассмотрения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 3 июля 2019 г. N АГ-П11-5570 по вопросу распространения положений постановления N 1487 на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, Минфином России направлена в Правительство Российской Федерации отрицательная позиция.

Также сообщаем, что указанная позиция по данному вопросу Минфином России была направлена письмами от 28 октября 2019 г. N 03-07-07/82697 и от 30 октября 2019 г. N 03-07-07/84429.

Одновременно сообщаем, что в случае, если, по мнению юридических лиц, их права и интересы были ущемлены действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц, обжалование таких действий (бездействия) производится в порядке, установленном Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Директор Департамента
Д.В. ВОЛКОВ