Письмо Минфина РФ от 11.06.2021 N 02-06-10/46571

"О применении КОСГУ при передаче публичному партнеру за плату прав владения и пользования объектом соглашения о муниципально-частном партнерстве для обеспечения эксплуатации"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 июня 2021 г. N 02-06-10/46571

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 11.05.2021 и сообщает следующее.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с этим Департамент считает необходимым сообщить.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о муниципально-частном партнерстве, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 224-ФЗ по соглашению частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой (за исключением случаев, если соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 7 Закона N 224-ФЗ) и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления указанной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных Законом N 224-ФЗ и соглашением. По соглашению стороны также обязуются исполнить иные обязательства, которые вытекают из определяющих форму муниципально-частного партнерства элементов соглашения.

При этом согласно части 4.1 статьи 12 Федерального закона N 224-ФЗ, в случае если элементом соглашения является обеспечение публичным партнером эксплуатации объекта соглашения и частный партнер осуществляет только техническое обслуживание объекта соглашения, соглашение должно содержать порядок, условия и сроки передачи частным партнером публичному партнеру прав владения и пользования объектом соглашения для обеспечения такой эксплуатации.

Статьей 6 Закона N 224-ФЗ установлено, что при принятии решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства уполномоченными на принятие такого решения органом местного самоуправления определяются форма муниципально-частного партнерства посредством включения в соглашение предусмотренных статьей обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации.

Пункты 2 и 3 статьи 6 Закона N 224-ФЗ определяют перечень обязательных элементов соглашения о МЧП, включая обеспечение публичным партнером финансирования или частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также его эксплуатацию и (или) техническое обслуживание.

Понятия эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения определены в пунктах 9 и 10 статьи 3 Закона N 224-ФЗ соответственно:

эксплуатация объекта соглашения - это использование объекта соглашения в целях осуществления деятельности, предусмотренной таким соглашением, по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в порядке и на условиях, которые определены соглашением (пункт 9 статьи 3);

техническое обслуживание объекта соглашения - это мероприятия, направленные на поддержание объекта соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего или капитального ремонта (пункт 10 статьи 3).

Следует отметить, что согласно Приложению N 7 "Передача прав владения и пользования объектом соглашения для обеспечения эксплуатации" Соглашения о муниципально-частном партнерстве на проектирование, строительство, техническое обслуживание объекта образования (далее - соглашение о МЧП) в целях обеспечения эксплуатации объекта соглашения частный партнер передает образовательной организации, исполняющей обязанности публичного партнера по эксплуатации, права владения и пользования объектом соглашения на определенных условиях, в частности, владение и пользование объектом соглашения осуществляются публичным партнером за плату, которая подлежит выплате частному партнеру в размере и в сроки, установленные пунктом 6 Приложения N 7 (далее - плата за пользование).

Согласно пункту 3 соглашения о МЧП целью владения и пользования объектом соглашения является осуществление публичным партнером эксплуатации (осуществление на объекте соглашения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования).

Полагаем, что в рамках исполнения соглашения о МЧП, заключенного в соответствии с Законом N 224-ФЗ, публичному партнеру операции по плате за пользование необходимо отражать в учете и отчетности в соответствии с требованиями формирования статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления.

Единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности установлены Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н).

В соответствии с положениями пункта 3 Порядка N 209н отражение расходов по соответствующим подстатьям классификации операций сектора государственного управления, в частности, при ведении бухгалтерского учета учреждением, зависит от их экономического содержания.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с положениями Порядка N 209н, письма Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 02-08-10/109210 по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)" КОСГУ следует отражать расходы по уплате арендной платы, иных платежей за временное владение и пользование или временное пользование материальными ценностями в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектами нефинансовых активов (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов).

Кроме того, исходя из текста обращения не представляется возможным однозначно определить, в соответствии с каким пунктом соглашения о МЧП предполагается осуществлять плату за пользование имуществом, в том числе за основные средства и материальные запасы.

При этом необходимо учитывать, что Порядок N 209н не устанавливает правовых оснований по возникновению расходных обязательств, поскольку согласно пункту 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что Министерством финансов Российской Федерации письмом от 11 декабря 2020 г. N 02-08-10/109210 для использования в работе направлены разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления в части расходов, включенных в группы 200 "Расходы" КОСГУ и 300 "Поступление нефинансовых активов" (статьи 310 - 340) КОСГУ.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии и
финансовой отчетности в
государственном секторе
С.В. СИВЕЦ