МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июля 2017 г. N 03-04-05/44803
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при погашении акций, произведенном в связи с реорганизацией акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с утратой силы Приказа Минфина РФ от 15.06.2012 N 82н с 22.10.2018 следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минфина РФ от 14.09.2018 N 194н.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 3 указанной статьи общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, должно, в частности, содержать порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
В пункте 8.3.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н и действовавших до 10.01.2015, указывалось, что при реорганизации в форме преобразования ценные бумаги реорганизуемых юридических лиц при их конвертации погашаются (аннулируются).
В соответствии с пунктом 7 статьи 214.1 Кодекса доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. При этом финансовый результат (налоговая база), в соответствии с пунктом 12 данной статьи, определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов.
Согласно пункту 10 статьи 214.1 Кодекса расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
При погашении ценных бумаг учитываются те из предусмотренных пунктом 10 расходов налогоплательщика, которые он фактически произвел, начиная с приобретения ценных бумаг до их погашения.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 10 статьи 214.1 Кодекса при исчислении налоговой базы по операциям с ценными бумагами в составе расходов могут быть учтены суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте.
Таким образом, суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, могут учитываться в составе расходов налогоплательщика по операциям с ценными бумагами только в случаях, если кредиты и займы получены налогоплательщиком для совершения сделок с ценными бумагами, то есть носят целевой характер, и с учетом установленных ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 814 Гражданского кодекса Российской Федерации целевым займом является заем, полученный по договору, заключенному с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель
директора Департамента
Р.А. СААКЯН