МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июня 2021 г. N 03-04-09/48639
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках
По итогам обращения Президента Российской Федерации к населению 25.03.2020 в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить внесение в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения, предусматривающие, в частности, установление ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счете) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Во исполнение указанного поручения изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках предусмотрены Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).
Соответствующие изменения предусматривают, в частности, установление ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
В электронном документе текст соответствует официальному источнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 102-ФЗ в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных статьей 214.2 Кодекса.
При определении налоговой базы не учитываются процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, предоставленной банками в соответствии с пунктом 4 статьи 214.2 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 214.2 Кодекса банк обязан предоставлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.
При этом пунктом 6 статьи 228 Кодекса в редакции Федерального закона N 102-ФЗ установлено, что налогоплательщики, получившие, в частности, доходы, указанные в статье 214.2 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 Кодекса.
Следует отметить, что суммы непосредственно вклада (остатка на счете) в банке не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
Изложенные особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, установленные статьей 214.2 Кодекса, применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года.
Одновременно сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. В части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц сообщаем следующее
С 1 января 2001 года применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов. Для отдельных видов доходов, например суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Кодекса, установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
При этом 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период", предусматривающий повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов для доходов свыше 5 миллионов рублей в год.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кардинальных изменений в части порядка налогообложения доходов физических лиц на текущий момент не предусмотрено.
3. По вопросам о предоставлении налоговых льгот по имущественным налогам сообщаем следующее
В соответствии с Кодексом пенсионерам предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу.
Так, согласно статье 407 Кодекса пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.
Налоговая льгота предоставляется в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места, хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Помимо налоговых льгот на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения: например, в отношении квартиры налоговый вычет установлен в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома - 50 квадратных метров общей площади этого дома.
Таким образом, налогоплательщик, являющийся пенсионером, полностью освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража независимо от площади каждого из таких объектов, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В отношении иных объектов недвижимости жилого назначения, находящихся в собственности налогоплательщика и не подлежащих полному освобождению от уплаты налога, предоставляется соответствующий налоговый вычет.
По земельному налогу пенсионерам представляется налоговый вычет в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (пункт 5 статьи 391 Кодекса).
Указанный налоговый вычет предоставляется только в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика.
Установленные главами 31 и 32 Кодекса меры социальной защиты (налоговые вычеты, налоговые льготы) по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу являются минимальными. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Одновременно сообщается, что Кодексом не предусмотрены налоговые льготы по транспортному налогу, в том числе для пенсионеров.
Между тем такие налоговые льготы могут быть установлены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вопросы о предоставлении дополнительных налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, а также о снижении налоговых ставок или предоставлении налоговых льгот по транспортному налогу находятся в компетенции соответственно представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. С учетом позиции Департамента финансовой политики по вопросу выплаты компенсаций по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации в период до 20.06.1991 сообщаем следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20.06.1991.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) в 2021 году гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20.06.1991 (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации зависит от срока хранения вкладов и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.
По вкладам граждан, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вкладов, повторная выплата указанной компенсации Федеральным законом N 385-ФЗ не предусмотрена.
На вклады, помещенные в Сберегательный банк Российской Федерации после 20.06.1991, действие Федерального закона N 73-ФЗ не распространяется, и они не подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Компенсационные выплаты по вкладам осуществляются в установленных порядке и размерах, какие-либо исключения отдельным категориям граждан действующим законодательством не предусмотрены.
При этом сообщаем, что выплата компенсации осуществляется в подразделениях публичного акционерного общества "Сбербанк России" по месту нахождения вкладов вкладчикам (наследникам) или их представителям на основании доверенности, выданной в установленном порядке, при предъявлении паспорта и заявления, а наследникам - также на основании документов, подтверждающих их право на наследство, и свидетельства о смерти владельца вкладов.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 06.07.1996 N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации. Базовая стоимость необходимого социального набора установлена Федеральным законом от 04.02.1999 N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ).
Федеральные законы, предусматривающие перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания, не приняты.
В связи с отсутствием законодательной области применения долгового рубля, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 429-ФЗ "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" действие Федерального закона N 21-ФЗ приостановлено на период до 01.01.2024.
Расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, в основе которого лежит указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, и этот показатель не утверждается и не публикуется.
Дополнительно информируем, что ранее в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в ответ на письмо от 15.05.2017 по обращению была направлена информационная справка. Кроме того, в ответ на обращение, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций письмом от 22.04.2021, заявителю были направлены разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках письмом от 21.05.2021 N 03-04-05/38912.