МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 февраля 2022 г. N 27-5/ООГ-2014
Департаментом демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено обращение и в части компетенции сообщается следующее.
Выражаем признательность за желание участвовать в разработке мер, направленных на улучшение качества жизни и благополучия граждан.
Все предложения, поступающие от граждан и организаций в органы государственной власти Российской Федерации, рассматриваются и при наличии необходимых средств на их реализацию и с учетом других (социальных и правовых) факторов по возможности учитываются.
В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), участия граждан в управлении делами государства Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 183 утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - Правила, интернет-ресурс соответственно).
В соответствии с пунктом 1 Правил общественными инициативами считаются предложения граждан по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса и отвечающие установленным Правилами требованиям.
Согласно пункту 14 Правил размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила в поддержку инициативы федерального уровня не менее 100 тыс. голосов граждан.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы.
Таким образом, предложения могут быть сформированы в общественную инициативу и после этого рассмотрены на интернет-ресурсе в порядке, установленном Правилами.
Дополнительно сообщается, что правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона N 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Согласно статье 5 Федерального закона N 178-ФЗ полномочия по принятию законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, некоторым другим категориям граждан, отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительно информируется, что согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках осуществления своих полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают меры социальной поддержки данным категориям граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе за счет средств муниципального образования оказывать материальную помощь отдельным категориям граждан.
Заместитель директора Департамента
демографической и семейной политики
Е.А. СЕМЕНОВА