ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2022 г. N 12-4-2/8560
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 11.08.2022 (далее - обращение) и сообщает следующее.
Банк России не наделен полномочиями давать толкование по вопросам применения федерального законодательства. Вместе с тем считаем возможным сообщить мнение Департамента, которое не является официальным толкованием норм федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ <1> (в редакции Федерального закона N 279-ФЗ <2>) операция по получению или расходованию некоммерческой организацией (далее - НКО) денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
<1> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
<2> Федеральный закон от 14.07.2022 N 279-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
Не подлежат обязательному контролю в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ операции, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.
С учетом положений статьи 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статьи 2 Федеральный закон N 127-ФЗ <3> представляется, что в целях применения нормы абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ под "иными обязательными платежами" следует понимать платежи публичного характера, не являющиеся налогами, сборами, таможенными платежами и взносами в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемые в бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации в силу обязанности, установленной законодательством Российской Федерации, а не договором.
<3> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению Департамента, к таким платежам могут быть отнесены в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, включая исполнительские, и иных обязательных взносов, а также административные штрафы и штрафы, установленные уголовным законодательством.
По вопросам 3 и 22
В целях отнесения/неотнесения операции к подлежащей обязательному контролю, критерии которой определены пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, кредитным организациям следует исходить в том числе из назначения платежа.
Если кредитная организация на основе имеющейся информации не может сделать однозначный вывод об отнесении операции к исключениям, предусмотренным нормой абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, то такую операцию следует рассматривать в качестве подлежащей обязательному контролю.
По вопросам 4, 6, 8, 9, 12, 13
Для отнесения платежей к плате за жилое помещение следует руководствоваться пунктами 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В целях отнесения платежей к плате за коммунальные услуги следует руководствоваться пунктами 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ, а также перечнем коммунальных услуг, определенным в пунктах 4 и 5 статьи 154 ЖК РФ.
В части оплаты жилого помещения указанная норма Федерального закона N 115-ФЗ применяется только в отношении помещений, которые являются жилыми в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по направлению в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю по кодам 9003/9004, в указанных в вопросах обращения случаях не возникает у кредитной организации только в случае, когда кредитная организация может сделать однозначный вывод о том, что НКО осуществляется платеж по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения и использования информации, представленной в поле "Назначение платежа" платежного документа, устанавливается кредитной организацией самостоятельно в своих внутренних документах.
В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе (но не обязана) запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Федеральным законом N 115-ФЗ.
По вопросу 5.1
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт является частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
С учетом изложенного уплата взносов на капитальный ремонт, а также пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме подпадает под исключения, определенные во втором абзаце пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
По вопросам 5.2, 7, 11
Как следует из буквального прочтения абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, установленные данной нормой изъятия распространяются на подлежащие обязательному контролю операции, определенные абзацем первым данного пункта, т.е. на операции как по получению, так и по расходованию денежных средств или иного имущества НКО. В связи с этим представляется, что операции по оплате НКО жилого помещения и коммунальных услуг и по получению НКО денежных средств в рамках оплаты жилого помещения и коммунальных услуг обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ не подлежат.
По вопросу 10
Операции, перечисленные в рассматриваемом вопросе, не являются коммунальными услугами, следовательно, не относятся к исключениям, предусмотренным абзацем вторым пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, и подлежат обязательному контролю, если совершаются НКО - клиентом кредитной организации.
По вопросам 14 - 16
Департамент поддерживает подход, приведенный в вопросе 14 обращения, при условии, что кредитная организация, обслуживающая плательщика - НКО, располагает информацией (документами, сведениями), позволяющей (позволяющими) однозначно отнести соответствующий платеж к комиссионному вознаграждению иной кредитной организации, и о размере такого вознаграждения.
Исходя из формулировки нормы абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а также положений статей 5 и 29 Федерального закона N 395-1 <4> в целях отнесения совершаемых клиентом операций к операциям, связанным с уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок), следует исходить из того, определена ли условиями договора с клиентом плата за проведение соответствующих операций (действий) кредитной организацией в качестве комиссионного вознаграждения.
<4> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Следует отметить, что у кредитной организации возникает обязанность по информированию уполномоченного органа о подлежащих обязательному контролю операциях, совершаемых клиентом непосредственно в таких организациях. Операции по зачислению денежных средств на счет кредитной организации - комиссионного вознаграждения, взимаемого с клиента - НКО, равно как и операции по списанию денежных средств со счета данного клиента в качестве уплаты комиссионного вознаграждения, обязательному контролю в соответствии с нормой пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ не подлежат.
По вопросу 17
Комплексный анализ норм пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, по мнению Департамента, позволяет сделать вывод о том, что в норме, определенной абзацем вторым указанного пункта, речь идет о сумме процентов, непосредственно зачисляемых на банковский счет НКО - клиента кредитной организации.
По вопросу 18
Операция по зачислению на счет НКО - клиента кредитной организации денежных средств, поступающих из другой кредитной организации в качестве выплаты процентов по открытому в ней депозиту, не подлежит обязательному контролю, если кредитная организация, на счет которой зачисляются такие денежные средства, располагает информацией, позволяющей однозначно их отнести к процентам по депозиту, и о сумме таких процентов.
По вопросу 19
Как следует из формулировки нормы абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, исключение из подлежащих обязательному контролю операций НКО составляют операции, связанные с начислением процентов по вкладам (депозитам), то есть операций, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из договора банковского вклада (депозита). Вместе с тем исходя из положений статьи 852 и пункта 3 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) представляется, что проценты, начисляемые банками по таким договорам, и проценты за пользование банками денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, идентичны по своему экономическому содержанию. В связи с этим, по мнению Департамента, допустимо отнесение операций по начислению процентов на неснижаемый остаток средств на расчетном счете клиента-НКО к операциям, представляющим собой исключение, предусмотренное абзацем вторым пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
По вопросу 20
Операции НКО - клиента кредитной организации, представляющие собой уплату процентов по кредитному договору, не могут быть отнесены к составляющим исключение операциям, предусмотренным нормой абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, как операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения.
По вопросу 21
С учетом норм подпунктов 22 и 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 39-ФЗ <5> представляется, что операции по выплате дивидендов и купонов по ценным бумагам в пользу НКО - клиента кредитной организации могут быть отнесены к операциям, предусмотренным нормой абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
<5> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
По вопросу 23
Исходя из буквального прочтения абзаца второго пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ операции по уплате НКО налогов, страховых взносов, коммунальных платежей за третьих лиц не подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что информационным письмом Банка России от 31.03.2022 N ИН-019-12/47 <6> период времени, в течение которого Банк России воздержится от применения мер за допущенные кредитными организациями нарушения порядка и (или) сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации об операциях, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3-1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, продлен до 31.12.2022.
<6> Информационное письмо Банка России от 31.03.2022 N ИН-019-12/47 "О продлении периода неприменения Банком России мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям".
Заместитель директора Департамента
финансового мониторинга
и валютного контроля
Е.В. ШАКИНА