Письмо Минфина РФ от 30.08.2022 N 03-08-05/84336

"О налогообложении дохода от профессиональных услуг (деятельности независимого характера), определении постоянной базы в рамках Конвенции между РФ и Израилем об избежании двойного налогообложения"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 августа 2022 г. N 03-08-05/84336

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.1994 (далее - Конвенция) сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 14 Конвенции установлено, что доход, получаемый лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве за профессиональные услуги или другую деятельность независимого характера, подлежит налогообложению только в этом Государстве, за исключением случаев, когда оно имеет в другом Договаривающемся Государстве постоянную базу, регулярно используемую им для целей осуществления своей деятельности. Если у него есть такая постоянная база, доход может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этой постоянной базе.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Конвенции выражение "профессиональные услуги" включает, в частности, независимую научную, артистическую, образовательную или преподавательскую деятельность, а также независимую деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров.

При применении положений Конвенции в качестве одного из средств толкования могут рассматриваться Комментарии к Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал (далее - Комментарии, Модельная конвенция ОЭСР).

Согласно Комментариям к статье 14 "Доходы от независимых личных услуг" Модельной конвенции ОЭСР в редакции от 1998 года содержание термина "постоянная база" основывается на тех же принципах, что и положения статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности", а именно на принципах, определяющих налогообложение прибыли постоянного представительства.

Таким образом, критерии, определяющие деятельность лица в качестве приводящей к образованию постоянного представительства, могут быть использованы и для определения наличия постоянной базы, используемой резидентом одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве.

Следовательно, наличие постоянной базы определяется наличием места деятельности, осуществлением через такое место деятельности полного или частичного бизнеса. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Место деятельности может представлять собой постоянную базу, даже если в действительности оно существовало в течение весьма короткого периода времени из-за того, что по самому своему характеру эта деятельность может осуществляться только в течение короткого промежутка времени.

Временное приостановление работы не является причиной прекращения существования постоянной базы. Если место деятельности используется только в течение краткосрочных периодов, но такие краткосрочные периоды возникают регулярно и происходят на протяжении длительного времени, место деятельности не может рассматриваться как имеющее исключительно временный характер.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
А.А. СМИРНОВ