МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 2025 г. N 18-5/10/В-913
Минтруд России в целях реализации полномочий Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 651-ФЗ) информирует о разработке ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России и ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России следующих методических рекомендаций:
1. "Оказание инвалидам услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
2. "Оказание инвалидам услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
3. "Оказание инвалидам услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
4. "Оказание инвалидам услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
5. "Оказание инвалидам услуги по профессиональной ориентации. Методические рекомендации";
6. Оказание детям-инвалидам услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
7. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
8. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
9. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
10. "Оказание детям-инвалидам в возрасте 14 - 17 лет услуги по профессиональной ориентации. Методические рекомендации";
11. "Методические рекомендации по вопросам ранней помощи детям и их семьям".
В соответствии с положениями Закона N 651-ФЗ в переходный период оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям и плана мероприятий переходного периода.
Переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами их предоставления осуществляется поэтапно в сроки, определяемые высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2030 года.
Разработанные методические рекомендации в части примерных штатных нормативов и примерного перечня оборудования, необходимого для предоставления услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидам и детям-инвалидам соответствуют приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 385, а также содержат положения, аналогичные положениям, указанным в Правилах разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая определение их структуры и содержания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033, и включают в себя основные разделы, предусмотренные в разрабатываемых стандартах оказания услуг, в том числе перечень и содержание мероприятий, входящих в состав услуги, перечень специалистов, привлекаемых к реализации услуги, примерный перечень необходимого реабилитационного оборудования (вспомогательных средств и технических средств реабилитации), примерный перечень методов, технологий и методик, необходимых для оказания услуги.
Методические рекомендации по вопросам оказания инвалидам, детям-инвалидам услуг по социальной реабилитации и абилитации (социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой) и профессиональной ориентации размещены на сайте ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России и доступны для просмотра по ссылке:
https://fbmse.ru/service/metodicheskij-centr-kompleksnoj-reabilitacii-i-abilitacii/metodicheskie_rekomend/.
Методические рекомендации по вопросам ранней помощи детям и их семьям размещены на сайте ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России и доступны для просмотра по ссылке: https://center-albreht.ru/ru/federalnyi_metodicheski_centr/metodicheskie_materialy/rannyaya_pomotsh_detyam_i_ih_semyam/.
Информационные справки к методическим рекомендациям оказания инвалидам и детям-инвалидам услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации и по вопросам ранней помощи детям и их семьям прилагаются.
А.В. ВОВЧЕНКО
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ОКАЗАНИЯ ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ УСЛУГ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду статья 9.2 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ.
Методические рекомендации по вопросам оказания инвалидам и детям-инвалидам услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой: "Переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами, разработанными и утвержденными в соответствии с настоящей статьей, должен осуществляться поэтапно и в сроки, определяемые высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2030 года. В переходный период оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется с учетом методических рекомендаций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, разработанных в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и плана мероприятий переходного периода, разработанного в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации".
Методические рекомендации разработаны отдельно для детей-инвалидов и инвалидов по услугам, составляющим отдельные направления реабилитации и абилитации:
социальная реабилитация (услуги по социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической);
профессиональная реабилитация и абилитация (профессиональная ориентация).
Методические рекомендации содержат следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Условия для оказания услуги, составляющей основное отдельное направление реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
3. Порядок оказания услуги, составляющей основное отдельное направление реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
4. Организационно-методические подходы к оказанию услуги, составляющей основное отдельное направление реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
5. Дополнительные услуги, оказываемые реабилитационной организацией.
6. Список литературы.
В разделе "Общие положения" Методических рекомендаций представлены:
получатели услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации;
основные мероприятия, составляющие услугу по отдельному основному направлению реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
основные понятия (определения), которые соотносятся с действующими нормативными правовыми актами по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, по медико-социальной экспертизе. Также для целей настоящих методических рекомендаций, исходя из потребности разъяснения специалистам целеполагания мероприятий, составляющих услугу по отдельному основному направлению реабилитации и абилитации инвалидов сформулированы и введены дополнительные определения, соотносящиеся с Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р "Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года", национальными стандартами и др.
ссылки на нормативные правовые документы, регламентирующие процесс комплексной реабилитации и абилитации;
наименование целевых реабилитационных групп инвалидов и детей-инвалидов, которые соотносятся с перечнем целевых реабилитационных групп, обозначенных в приказе Минтруда России от 26 июля 2024 г. N 374н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
При этом следует отметить, в соответствии с п. 3 (подп. 35 - 3.8) Плана, утвержденного приказом от 22 октября 2024 г. N 579 "Об утверждении Плана разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям", стандарты по социальной реабилитации и абилитации, профориентации инвалидов, получивших ранение, травму, контузию, увечье или заболевание в связи с участием в боевых действиях (ЦРГ 12 (ЦРГ 12 - ЦРГ 12.13), разрабатываются отдельно. При этом Методические рекомендации уже содержат положения, отражающие особенности реабилитации и абилитации данной целевой реабилитационной группы по каждой услуге (социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой реабилитации и абилитации, профессиональной ориентации).
Раздел "Условия для оказания услуги, составляющей отдельное реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов" Методических рекомендаций содержит описание:
основания для оказания услуги;
показания для определения нуждаемости, определяемые федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с приказом Минтруда от 30 июля 2024 г. N 377н "Об утверждении показаний для реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в целях разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и критериев оценки ее эффективности");
медицинские противопоказания для получения;
варианты предоставления услуги (изолированно, одновременно с другими реабилитационными услугами социальной реабилитации, комплексно);
варианты длительности курса проведения (5, 10, 14, 21 день);
параметры, на которые следует ориентироваться при определении длительности курса реабилитации (длительность нахождения на инвалидности, интенсивность и эффективность ранее полученного курса реабилитации, общая потребность в данной услуге для конкретной ЦРГ, планируемая форма реализации услуги);
подходы к определению количества мероприятий, исходя и того, каким образом услуга предоставляется (изолированно, одновременно с другими реабилитационными услугами социальной реабилитации, комплексно);
подходы к предоставлению услуги, если у инвалида имеется несколько ЦРГ;
подходы к выбору реабилитационной организацией ЦРГ;
оснащение реабилитационной организации (в соответствии с положениями приказа Минтруда России от 31 июля 2024 г. N 385н "Об утверждении типовых положений об отдельных видах организаций, оказывающих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" (далее - Приказ N 385н);
работа мультидисциплинарной команды;
формы оказания услуги (стационарная, полустационарная, на дому, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий), а также показания для выбора оптимальной формы предоставления инвалиду, ребенку-инвалиду услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации;
формат предоставления услуги (индивидуальный и групповой);
Раздел "Порядок предоставления услуги" Методических рекомендаций содержит следующие положения:
цели оказания услуги (общая и конкретная на курс реабилитации);
процесс оказания услуги, состоящий из основных этапов реабилитации и абилитации (организационного, диагностического, реабилитационного, контрольного), с описанием действий специалистов и ведения документации.
Раздел "Организационно-методические подходы к оказанию услуги"
Структура данного раздела Методических рекомендаций максимально приближена к структуре стандартов по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации и соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033 "Об утверждении перечня отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются стандарты оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандарты оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, а также Правил разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая определение их структуры и содержания" (далее - постановление N 1033).
В подразделе Методических рекомендаций "Специалисты, оказывающие услугу по реабилитации и абилитации инвалидов" указан перечень обязательных и рекомендуемых специалистов и штатные нормативы, привлекаемых к оказанию услуги, с учетом потребности различных целевых реабилитационных групп в соответствии с Приказом N 385н.
Функционал указанных обязательных специалистов в части реабилитации и абилитации указывается в трудовых функциях, заложенных в профессиональном стандарте каждого специалиста.
С целью оказания методической помощи приведен примерный расчет нагрузки на обязательных специалистов, привлекаемых к оказанию услуги в стационарной и полустационарной форме, с конкретизацией количества мероприятий в день в смешанном, групповом и индивидуальном формате, с определением объема нагрузки на специалиста непосредственно для проведения реабилитационных мероприятий и подготовку к ним и заполнения необходимой документации.
В данном подразделе также систематизируются требования к образованию специалистов на основе профессиональных стандартов.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пп. д) п. 7 Правил разработки стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2024 N 1033.
В подразделе "Перечень мероприятий, входящих в состав услуги, предусмотренной стандартом" конкретизируются мероприятия, входящие в состав услуги (диагностика, информирование, консультирование, практические занятия, тренинги, просвещение). Перечень мероприятий, составляющий услугу, обозначен пп. д) п. 7 постановления N 1033 и сохранен в настоящих Методических рекомендациях.
Также в данном разделе конкретизируются получатели каждого мероприятия, составляющего услугу: указаны получатели услуг (инвалид, сопровождающее лицо, ребенок-инвалид, родитель/законный (уполномоченный представитель).
В подразделе "Содержание и формат реализации мероприятий по услуге" конкретизировано содержание каждого мероприятия, входящего в состав услуги (диагностики, информирования, консультирования, практических занятий, тренингов, просвещения), с учетом:
специфики целевой реабилитационной группы;
целеполагания каждой услуги, составляющей отдельное основное направление реабилитации и абилитации.
В данном подразделе также указывается возможная реализация каждого из таких мероприятий индивидуально и (или) в группе.
При этом следует отметить, что для ЦРГ 12 - ЦРГ 12.13 - инвалиды, получившие ранение, травму, контузию, увечье или заболевание в связи с участием в боевых действиях, содержание мероприятий прописано в Методических рекомендациях для инвалидов по каждой услуге, составляющей основное отдельное направление реабилитации и абилитации (социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой реабилитации и абилитации, профессиональной ориентации).
В подразделе "Продолжительность и кратность мероприятий" указан:
рекомендуемый диапазон (минимальное и максимальное значение) количество каждого из мероприятий, входящих в состав услуги, с учетом специфики целевой реабилитационной группы;
минимальная продолжительность реализации каждого из таких мероприятий с учетом специфики целевой реабилитационной группы, выраженная в единицах времени (указанное минимальное время считается за одно мероприятие).
Также в Методических рекомендациях приводится пример реабилитационного маршрута на курс реабилитации.
В Методических рекомендациях для детей-инвалидов обозначена специфика предоставления услуг по реабилитации и абилитации детям-инвалидам от 0 до 3 лет, отличие реабилитационных услуг от ранней помощи.
В подразделе "Примерный перечень необходимого реабилитационного оборудования (вспомогательных средств и технических средств реабилитации), которым должна быть оснащена реабилитационная организация для оказания услуги, предусмотренной стандартом", указан примерный перечень необходимого реабилитационного оборудования, которым должна быть оснащена реабилитационная организация для оказания услуги, в соответствии с Приказом N 385н, с учетом формы оказания услуги и специфики целевых реабилитационных групп.
Приведенный перечень оборудования (вспомогательных средств и технических средств реабилитации) содержит конкретный перечень оборудования и включает наименования вспомогательных средств с уточнением кода по ГОСТ Р ИСО 9999-2019 Национальный стандарт Российской Федерации "Вспомогательные средства для людей с ограниченными возможностями здоровья. Классификация и терминология".
При этом приведены примеры вспомогательных средств, на которые может ориентироваться реабилитационная организация. Данные примеры не являются обязательными, могут содержать торговые наименования для целей ориентира руководителей реабилитационной организации при закупке оборудования и не являются рекламой данного оборудования. Реабилитационная организация, с учетом имеющегося материально-технического оснащения, вправе самостоятельно выбирать оборудование исходя из целей и задач услуги, составляющей отдельное основное направление для реализации конкретного мероприятия (диагностики, информирования, консультирования, практических занятий).
В подразделе "Примерный перечень методов, методик и технологий, необходимых для оказания услуги", приведены апробированные диагностические и коррекционно-развивающие методики, научно обоснованные реабилитационные технологии и методы, которые могут быть использованы в работе, в том числе с определенной целевой реабилитационной группой, с учетом формы оказания услуги.
Данный перечень не является исчерпывающим, а лишь дает ориентиры специалистам в работе с каждой отдельной целевой реабилитационной группой, может быть дополнен специалистами реабилитационной организации в зависимости от потребности и возможностей.
В подразделе "Показатели качества и оценка результатов реализации услуги, предусмотренной стандартом" представлены показатели, характеризующие качество услуг и подход к оценке результатов их реализации на основании анализа показателей повторных диагностик, в том числе:
реабилитационного эффекта от курса реабилитации (достигнутых динамических изменений активности и участия по основным категориям жизнедеятельности, в которых у инвалида имеются ограничения той или иной степени, установленные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы);
полноты предоставления услуг в соответствии со стандартом (все мероприятия реализованы полностью, частично, не реализованы);
достижения конкретных целей реабилитации (все цели, поставленные на курс реабилитации, достигнуты, достигнуты частично, не достигнуты);
удовлетворенности получателя услуг.
Описан механизм передачи сведений результатов курса реабилитации.
Раздел IV. "Дополнительные услуги, оказываемые реабилитационной организацией" Методических рекомендаций раскрывает возможности организации оказания дополнительных услуг при наличии соответствующих лицензий и соблюдения требований законодательства при их предоставлении.
Таким образом, Методические рекомендации разработаны по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации отдельно для детей и взрослых в соответствии с новыми подходами к реабилитации и абилитации, обозначенными в Законе N 651-ФЗ. Структура методических рекомендаций наиболее приближена к требованиям разработки стандартов по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации, обозначенных в постановлении N 1033.
Отличительной от стандарта особенностью Методических рекомендаций является наличие в них дополнительной информации, позволяющей специалистам эффективно спланировать и организовать реабилитационный процесс с учетом практико-ориентированных подходов, включая примеры распределения нагрузки, требования к специалистам, описание этапности реабилитационного процесса и др.
Справочно:
Информационная справка подготовлена для следующих методических рекомендаций:
1. "Оказание инвалидам услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
2. "Оказание инвалидам услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
3. "Оказание инвалидам услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
4. "Оказание инвалидам услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
5. "Оказание инвалидам услуги по профессиональной ориентации. Методические рекомендации";
6. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
7. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
8. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
9. "Оказание детям-инвалидам услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации. Методические рекомендации";
10. "Оказание детям-инвалидам в возрасте 14 - 17 лет услуги по профессиональной ориентации. Методические рекомендации".
Методические рекомендации размещены на сайте ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России и доступны для просмотра по ссылке:
https://fbmse.ru/service/metodicheskij-centr-kompleksnoj-reabilitacii-i-abilitacii/metodicheskie_rekomend/
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ВОПРОСАМ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ИХ СЕМЬЯМ
Методические рекомендации по вопросам ранней помощи детям и их семьям (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 10.1), вступающего в силу 1 марта 2025 года.
Методические рекомендации содержат рекомендуемый порядок оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации, перечень услуг и мероприятий по ранней помощи детям и их семьям; рекомендуемые требования к компетенции специалистов, оказывающих услуги ранней помощи детям и их семьям; рекомендуемые требования к помещениям для оказания услуг ранней помощи детям и их семьям; методическое обеспечение оказания услуг ранней помощи детям и их семьям; подходы к оценке качества и результатов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.
Структура методических рекомендаций наиболее приближена к требованиям разработки стандартов по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации, обозначенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033 "Об утверждении перечня отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются стандарты оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандарты оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, а также Правил разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая определение их структуры и содержания".
Методические рекомендации содержат следующие разделы:
Введение.
Глава 1. Организация ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации.
1.1. Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих оказание ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации.
1.2. Межведомственное взаимодействие при оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям.
1.3. Критерии отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи.
1.4. Организация, оказывающая раннюю помощь детям и их семьям.
1.5. Формирование штатного расписания организации, оказывающей раннюю помощь детям и их семьям, и компетенции специалистов.
1.6. Оснащение организации, предоставляющей раннюю помощь детям и их семьям.
Глава 2. Оказание услуг по ранней помощи детям и их семьям.
2.1. Условия оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.
2.2. Порядок оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.
2.3. Услуги и мероприятия по ранней помощи детям и их семьям.
2.4. Принципы и подходы, лежащие в основе оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.
2.4.1. Основные принципы ранней помощи детям и их семьям.
2.4.2. Подходы, применяемые в ранней помощи детям и их семьям.
2.5. Методы, технологии и методики для оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.
2.5.1. Проведение оценочных процедур в ранней помощи.
2.5.2. Комплексные программы вмешательства.
2.5.3. Методы и технологии, применяемые при реализации мероприятий по ранней помощи детям и их семьям.
2.6. Результаты реализации мероприятий и услуг по ранней помощи детям и их семьям.
Список использованной литературы.
Приложение 1 - Примерный перечень игрушек, игровых и технических средств реабилитации.
Приложение 2 - Примерный список литературы с описанием современных подходов, методов технологий и программ в ранней помощи детям и их семьям.
В главе "Организация ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации" представлены:
перечень нормативных правовых документов, регламентирующих оказание ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации;
основные положения организации межведомственного взаимодействия при оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая цель и задачи межведомственного взаимодействия при оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации, координацию межведомственного взаимодействия, участников, организационную структуру, основные направления сотрудничества, содержание совместной деятельности и формы взаимодействия;
критерии отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 1099 "Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям").
В подразделе "Организация, оказывающая раннюю помощь детям и их семьям" представлены основные задачи и функции, примерная структура реабилитационной организации, а также условия предоставления услуг в соответствии с формами (стационарная, полустационарная и на дому).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 1099 "Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям" услуги по ранней помощи оказываются организациями независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, оказывающими услуги по ранней помощи, структурными подразделениями по ранней помощи, создаваемыми в указанных организациях, или обособленными подразделениями в иных организациях.
В подразделе "Формирование штатного расписания организации, оказывающей раннюю помощь детям и их семьям, и компетенции специалистов" представлен перечень обязательных и рекомендуемых специалистов, оказывающих услуги по ранней помощи детям и их семьям, порядок формирования, функции и состав междисциплинарной команды, а также компетенции, необходимые для специалистов, оказывающих услуги по ранней помощи детям и их семьям.
Дополнительно приведены примерные штатные нормативы профильной реабилитационной организации, предоставляющей раннюю помощь детям и их семьям.
Ранняя помощь детям и их семьям предоставляется междисциплинарной командой специалистов, состав которой формируется руководителем реабилитационной организации ранней помощи с учетом ведомственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по оказанию ранней помощи детям и их семьям на основе номенклатуры должностей ведомств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации и наименованием должностей, рекомендуемых отраслевыми профессиональными стандартами.
В подразделе "Оснащение организации, предоставляющей раннюю помощь детям и их семьям" представлен примерный перечень оборудования, необходимый для предоставления комплекса мероприятий и услуг по ранней помощи и приведены ссылки на нормативно-правовые документы, регламентирующие оснащение реабилитационной организации, оказывающей услуги по ранней помощи детям и их семьям.
В главе "Оказание услуг по ранней помощи детям и их семьям" представлены:
требования, предъявляемые к условиям оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям (общие требования к услуге, соответствие услуги целевому назначению, требования к организации услуги, оснащение организации, требования к укомплектованности специалистами и их квалификации, принципы оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям;
порядок оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включающий перечень необходимых документов, унифицированные формы документов, применяемые в реабилитационных организациях ранней помощи, а также регламент оказания услуг и их описание;
услуги и мероприятия по ранней помощи детям и их семьям, включая перечень мероприятий, входящих в состав услуги, содержание мероприятий, показатели продолжительности и кратности предоставления мероприятий.
В подразделе "Принципы и подходы, лежащие в основе оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям" основные принципы, на которых строится ранняя помощь детям и их семьям в Российской Федерации: семейноцентрированность, индивидуальность, командная работа, непрерывность и длительность, комплексность, компетентность, научная обоснованность, открытость.
В подразделе "Подходы, применяемые в ранней помощи детям и их семьям" представлены специальные подходы, которые могут быть использованы специалистами на практике, в построении своей работы с детьми и их семьями:
функциональный подход, ориентированный на повышение личной активности ребенка, развитие у ребенка способностей к выполнению обычных повседневных действий;
обучение ребенка с опорой на собственную активность;
подход, основанный на ежедневных рутинах;
игровой подход;
системный подход, основанный на теории экологических систем У. Бронфенбреннера, транзакционной модели развития, теории привязанности и концепции развития ребенка в системе взаимодействия с матерью;
семейно-ориентированный подход, в основе которого лежит идея, что семья играет главную роль в процессе помощи;
помощь семье и обучение родителей на основе использования стратегий коучинга;
подход, основанный на повышении компетентности членов семьи по вопросам развития и воспитания ребенка;
командный междисциплинарный подход.
В подразделе "Методы, технологии и методики для оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям" представлен перечень комплексных программ ранней помощи детям и их семьям, методы и характеристика каждой из них. Также представлены методики и технологии, которые могут быть применены специалистами при реализации мероприятий и оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям. Отдельное внимание уделено оценочным процедурам, предназначенным для использования при определении нуждаемости ребенка и его семьи в оказании ранней помощи, при составлении индивидуальной программы предоставления услуг по ранней помощи и оценке ее реализации.
В подразделе "Результаты реализации мероприятий и услуг по ранней помощи детям и их семьям" представлена трехуровневая балльная система, которая позволяет объективно фиксировать изменения в жизни ребенка и семьи с целью улучшения качества услуг по ранней помощи детям и их семьям, описаны ее преимущества и практическое применение.
В разделе "Приложения" представлены:
примерный перечень игрушек, игровых и технических средств реабилитации, включающий необходимое оборудование в зависимости от возраста ребенка (для детей младенческого возраста и для детей раннего возраста), функций (организации предметно-развивающей среды; конструирования; развития речи, эмоций и навыков коммуникации; продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация); стимуляции развития движений), технические средства реабилитации (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и для работы специалистов с родителями);
примерный список литературы с описанием современных подходов, методов технологий и программ в ранней помощи детям и их семьям.
Методические рекомендации предназначены для оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям в период перехода реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по ранней помощи детям и их семьям в соответствии со стандартами оказания услуг.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций, обеспечивающих предоставление услуг по ранней помощи детям и их семьям, а также иных организаций, которые будут оказывать услуги по ранней помощи детям и их семьям в целях организации.
Методические рекомендации размещены на сайте ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России и доступны для просмотра по ссылке:
https://center-albreht.ru/ru/federalnyi_metodicheski_centr/metodicheskie_materialy/rannyaya_pomotsh_detyam_i_ih_semaym/