Письмо Минфина РФ от 15.01.2025 N 06-10-10/01/1909

"Об утверждении бюджетной сметы гражданина"

Вопрос: Об утверждении бюджетной сметы гражданина.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 января 2025 г. N 06-10-10/01/1909

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрел обращение (вх. от 13 января 2025 г.), поступившее письмом от 10 января 2025 г., по вопросу оформления и утверждения бюджетной сметы гражданина и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации не осуществляет разъяснений законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в пределах своей компетенции полагаем возможным отметить следующее.

Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, статьей 6 Кодекса определено, что бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии со статьей 65 Кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Исполнение бюджетных обязательств обеспечивается путем направления бюджетных ассигнований в соответствии со статьей 69 Кодекса. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в формах бюджетных ассигнований (в том числе в форме межбюджетных трансфертов), закрытый перечень которых установлен данной статьей Кодекса.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют определенные расходные полномочия по предоставлению государственных (муниципальных) услуг гражданам Российской Федерации, осуществляемые за счет доходов, поступающих в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципалитетов самостоятельно с соблюдением требований, установленных Кодексом.

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами не предусмотрено установление бюджетной сметы гражданина.

Статьей 6 Кодекса установлено, что бюджетная смета является документом, устанавливающим в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. На основании бюджетной сметы осуществляется финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (пункт 2 статьи 161 Кодекса).

При этом бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (пункт 1 статьи 221 Кодекса).

Таким образом, граждане Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса (статья 152 Кодекса) и, соответственно, получателями средств соответствующего бюджета (статья 6 Кодекса).

Одновременно сообщаем, что позиция Минфина России по вопросу "бюджета одного гражданина" размещена на официальном сайте Минфина России в разделе "Документы", тип документа "Информационное сообщение", дата документа 18 июля 2011 г., прямая ссылка:

https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=13409-.

Данная информация содержит разъяснение в части необоснованности предложений по предоставлению средств федерального бюджета отдельным гражданам и несоответствия таких требований законодательству Российской Федерации.

Заместитель
директора Департамента
межбюджетных отношений
И.Е. ПЕТРОВА