Постановление Правительства РФ от 24.07.95 N 738

"О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"
Редакция от 24.07.1995 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1995 г. N 738

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Установить, что подготовка населения Российской Федерации в области зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) ведется по соответствующим возрастным или социальным группам. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.

3. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Министерству образования Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный минимум содержания подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

5. Комитету Российской Федерации по печати, Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям обеспечивать широкую пропаганду знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием средств массовой информации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 1995 г. N 738

ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящий Порядок определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:

население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - специалисты);

работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

3. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;

выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Подготовка руководителей и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется:

руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых Начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства Российской Федерации;

руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

руководителей, командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и специалистов органов местного самоуправления - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также в ходе учений и тренировок;

руководителей командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и работников предприятий, учреждений и организаций - на курсах гражданской обороны городов и районов;

работников предприятий, учреждений и организаций в составе аварийно-спасательных, военизированных и специализированных формирований, постоянной готовности - в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно - тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств Российской Федерации;

работников предприятий, учреждений и организаций в составе невоенизированных формирований - непосредственно по месту работы.

6. В целях проверки подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций регулярно проводятся командно - штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.

Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток.

При проведении командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с формированиями предприятий, учреждений и организаций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.

Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

7. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также определяет объем программ и периодичность обучения в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны городов и районов.

9. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:

на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок;

на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;

на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.

10. Финансирование подготовки руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, организации учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются содержание учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, курсов гражданской обороны городов и районов, подготовка руководителей, специалистов и работников в составе территориальных невоенизированных формирований, проведение учений и тренировок, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.

За счет средств местных бюджетов финансируются подготовка руководителей и обучение работников в составе невоенизированных формирований, тренировки и учения, проводимые органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.