5 важных вопросов о проактивных выплатах

Перейти к содержанию:
 Выплаты и пособия

5 важных вопросов о проактивных выплатах

С 1 января 2022 года механизм назначения пособий носит проактивный (беззаявительный) характер. Что делать, если больничный лист сотруднику уже открыт, но он продолжает работать в удаленном режиме и получать зарплату за этот период? Как быть с первыми тремя днями, которые оплачивает работодатель? Отвечаем на эти и другие горячие вопросы о проактивных выплатах.

Подробнее о том, что такое проактивные выплаты и как они работают, — в статье «Как будут работать проактивные выплаты».

Как СФР уведомляет об открытии ЭЛН и выплате пособия

Как СФР уведомляет работодателя о том, что его сотруднику открыт больничный лист? Чем можно подтвердить выплату пособия сотруднику? Изменился ли порядок оплаты первых трех дней — тех, которые оплачивает работодатель?

До 1 января 2022 года порядок выплаты пособий имел заявительный характер: о том, что сотрудник оформил больничный лист, работодатель узнавал, получив номер этого листка. С 2022 года схема взаимодействия построена иначе. Медицинская организация открывает и подписывает электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН), который затем направляется в СФР.

В течение одного дня СФР уведомляет как работодателя или работодателей (в случае совмещения) через систему электронного документооборота (СЭДО), так и сотрудника — через Госуслуги или личный кабинет застрахованного лица. Аналогичной будет процедура уведомления при закрытии ЭЛН и выплате пособия. То есть и страхователь, и застрахованное лицо будут проинформированы обо всех стадиях процедуры оформления и выплаты пособия — от открытия ЭЛН до поступления денег на карту. Механизм оплаты первых трех дней — за счет работодателя — не менялся (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Можно ли не проводить ЭЛН, если сотрудник работает удаленно

СФР уведомил работодателя об открытии электронного больничного, но сотрудник работает удаленно, поэтому работодатель решил не проводить ЭЛН. Как Фонд отнесется к такой ситуации?

СФР не вправе обязать работодателя и сотрудника провести больничный лист, это решение работодатель принимает сам. Если сотрудник работал, то есть был трудоспособным, то в данной ситуации утраты заработка нет, компенсировать сотруднику нечего (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В ответе на запрос от Фонда работодатель указывает признак и причину, по которой сотрудник отказывается от пособия. Такой больничный остается неоплаченным, никаких санкций за это не предусмотрено.

Как исправить ошибку в ЭЛН

Если в ЭЛН обнаружена ошибка, как ее исправить?

Согласно Приказу Минздрава РФ от 23.11.2021 № 1089н, чтобы исправить ошибку в неправильно оформленном листке нетрудоспособности, нужно аннулировать ошибочный документ и оформить новый.

При обнаружении ошибок работодатель направляет уведомление в СФР. Фонд в течение пяти дней со дня закрытия больничного передает информацию в медицинскую организацию. Она, в свою очередь, аннулирует ЭЛН и оформляет новый в течение пяти дней с момента получения уведомления (Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010). Если ошибка была выявлена на стадии формирования запроса с предзаполненными сведениями в адрес работодателя, СФР также передает информацию в медорганизацию и уведомляет об этом работодателя и застрахованное лицо.

Можно ли изменить даты ЭЛН

Сотрудник отработал смену, а затем ушел на больничный. Больничный будет с сегодняшнего дня, но сотрудник уже отработал смену, и ему нужно оплатить этот день как рабочий. Можно ли изменить даты ЭЛН?

При оформлении реестра сведений работодатель может добавить исключаемые периоды. То есть пособие будет рассчитано по данным страхователя.

Что указывается в предзаполненных сведениях и кто отвечает за их достоверность

Указывает ли СФР в предзаполненных сведениях по ЭЛН стаж работы, данные о зарплате? Если данные, направленные СФР, не совпадают с данными работодателя, на основе каких сведений будет рассчитываться пособие?

Предзаполненные сведения содержат всю полученную от СФР информацию. Достоверными для расчета пособия будут считаться данные, предоставленные страхователем и заверенные его электронной подписью. Это касается и стажа, и сведений о заработке.

Фонд проверяет страхователей и привлекает к ответственности за недостоверность или неполноту сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий.

Тамара Гельрот, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению