Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей

Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей

С 1 января 2021 года вступят в силу новые нормы рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Нормы утверждены приказом Минтранса от 16.10.20 № 424. В приказе, среди прочего, уточнено понятие рабочего времени водителя, а также увеличен максимально возможный период беспрерывного вождения. Приказ Минтранса от 20.08.04 № 15, которым утверждено действующее Положение об особенностях режима труда и отдыха водителей, утратит силу.

На кого распространяется приказ

Новые правила обязательны для:

  • работодателей (организаций и ИП);
  • ИП, которые управляют автомобилем самостоятельно (то есть сами являются водителями).

При этом приказ не распространяется на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования,
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны,
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Рабочее время водителя

Как и прежде, рабочее время водителя будет включать в себя:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • иное время, предусмотренное законодательством РФ, локальным актом, трудовым или коллективным договором.

А вот время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, теперь не будет считаться рабочим временем. (Напомним, что ранее время охраны груза и присутствия в кабине включалось в рабочие часы).

ВНИМАНИЕ

За время, в течение которого водитель-сменщик находится в кабине, но не управляет ТС, выплачивается дополнительное вознаграждение. Его размер определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

Разделение рабочего дня на части

С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В таком случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Непрерывное вождение и специальный перерыв

Не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем водитель должен будет сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут. При этом специальный перерыв можно будет делить на части: 15 и 30 минут.

Напомним, что ранее беспрерывно находиться за рулем можно было не более 4 часов, а специальный перерыв составлял 15 минут (также см. «Перевозчики должны пересмотреть режим труда и отдыха своих водителей»).

Марина Басович, налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

Материал предоставлен порталом «Бухонлайн»