Приказ Минобрнауки РФ от 29.03.2010 N 227

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 271000 Градостроительство (квалификация (степень) "Магистр")"
Редакция от 29.03.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 09.09.2015 N 993»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2010 г. N 17272


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2010 г. N 227

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 271000 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 271000 Градостроительство (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 марта 2010 г. N 227

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 271000 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 271000 Градостроительство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
код в соответствии с принятой классификацией ООП наименование
ООП магистратуры 62 магистр 2 года 120 <*>

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Освоение основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 271000 Градостроительство предусматривается только по двум формам обучения - очной и очно-заочной (вечерней).

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Градостроительство - область профессиональной деятельности по пространственной и планировочной организации территории, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Профессиональная культура градостроительства включает следующие виды деятельности:

исследование и проектирование градостроительных объектов различного масштаба и уровней сложности, от систем расселения до участков благоустройства и застройки территории;

управление и администрирование градостроительной деятельности на местном и региональном уровнях;

развитие системы знаний о градостроительной деятельности, участие в профессиональном образовании и подготовке кадров.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров является:

стратегические планы развития урбанизированных территорий, градостроительная политика, нормативно-правовая база профессиональной деятельности, программы прикладных исследований, задания для проектирования;

пространственные решения для конкретной территории с учетом социальных, экономических, природных и техногенных факторов;

порядок управления градостроительными системами, информационное обеспечение и контроль процессов, влияющих на реализацию программ градостроительной политики и проектных решений.

4.3. Магистр по направлению подготовки 271000 Градостроительство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектная;

научно-исследовательская;

коммуникативная;

организационно-управленческая;

критическая и экспертная;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения, объединениями работодателей и Градостроительным кодексом Российской Федерации, включающим:

территориальное планирование;

градостроительное зонирование;

планировка территорий;

архитектурно-строительное проектирование, контроль строительства.

4.4. Магистр по направлению подготовки 271000 Градостроительство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

градостроительное планирование и проектирование (разработка специализированных, междисциплинарных, концептуальных и инновационных проектов);

градостроительные исследования (проведение прикладных исследований, прогнозирование, программирование, обоснование и оценка градостроительные решения);

управление градостроительным развитием территории (администрирование и информационное обеспечение градостроительной деятельности, проведение в жизнь градостроительной политики, реализация мероприятий территориального планирования и проектирования).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Фундаментальные градостроительные исследования в области теории и истории градостроительства, включая социально-экономические, транспортные и инженерные, экологические, природоохранные и ресурсосберегающие аспекты градостроительной деятельности (ОК-1):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

способностью участвовать в исследовании фундаментальных проблем и прикладных задач в сфере градостроительной деятельности, критически оценивать научно-техническую информацию, теоретические и практические проблемы профессиональной деятельности в сравнении с отечественным и зарубежным опытом;

способностью осознать проблематику специализированных видов градостроительной деятельности, при решении которых возникает необходимость использования, междисциплинарных исследований, количественных и качественных методов;

наличием высокой мотивации к градостроительной деятельности, профессиональной ответственностью и пониманием роли градостроителя в развитии общества, культуры, науки;

знанием и уважительным и бережным отношением к культурным и историческим традициям общества, к природе, мировому и отечественному градостроительному и архитектурному наследию.

Прикладные градостроительные исследования на базе методов прогнозирования, программирования, проектирования, управления (ОК-2):

способностью самостоятельно приобретать и использовать в прикладных исследованиях, экспериментальном проектировании знания и методы смежных наук, таких как экономическая география (геоэкономика), экология, логистика и транспорт, социология (антропология), инженерная геология, землеустройство и кадастр, информатика;

способностью ставить задачи, разрабатывать планы и программы, формулировать принципы и мероприятия градостроительной политики - используя на практике умения и навыки стратегического и оперативного планирования;

способностью разрабатывать проектные решения осваивать и использовать в практической деятельности новые знания и умения;

способностью оценивать результаты научных исследований и научно-проектных разработок по проблемам градостроительства;

способностью исследовать и совершенствовать практику организации и управления градостроительной деятельностью.

Профессиональный язык и средства коммуникации, в том числе информационные системы (ОК-3):

умением работать с традиционными и электронными носителями информации, в компьютерных сетях;

наличием навыков работы с нормативно-правовыми документами и информационной системой обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);

способностью на современном уровне оформлять результаты проектных работ и научных исследований с подготовкой презентаций, демонстраций, отчетов, заключений, реферативных обзоров, публикаций и представлением результатов профессиональному и академическому сообществам, органам управления, заказчикам и общественности.

Организационно-управленческая деятельность в градостроительстве (ОК-4):

способностью организовывать и управлять деятельностью по реализации градостроительной политики и проектных решений;

способностью координировать работу коллектива исполнителей в сфере проектирования, научных исследований;

готовностью взаимодействовать со всеми участниками градостроительных отношений.

Педагогическая деятельность (ОК-5):

демонстрацией креативности, углубленными теоретическими и практическими знаниями отечественной и мировой культуры, способности применения их в практической, научной и педагогической деятельности;

способностью к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

проектная, научно-исследовательская, управленческая деятельность:

способностью разрабатывать и руководить разработкой проектных решений, основанных на исследованиях, в том числе, инновационного (концептуального), междисциплинарного и специализированного характера с применением современных методов, привлечением знаний различных дисциплин на трех смысловых уровнях - градостроительной политики, градостроительного проектирования и градостроительного управления, осуществляемая в виде:

территориального планирования (ПК-1);

градостроительного зонирования (ПК-2);

планировки территории (ПК-3);

архитектурно-строительного проектирования и контроля строительства (ПК-4).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ОПП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) <*> Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций
М.1 Общенаучный цикл 18 - 20 Современные проблемы истории и теории градостроительства
Философия и методология научной и проектной деятельности
Общенаучные методы исследования
Информационные системы в градостроительстве
Правовое обеспечение градостроительной деятельности
Организация и управление градостроительным развитием территории
Креативные технологии в градостроительстве
ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
  Базовая часть 6
  Модуль Истории и теория  
  знать:  
  - фундаментальные проблемы и актуальные задачи в сфере градостроительной деятельности;  
  - проблематику междисциплинарных исследований, связанных с градостроительством;  
  - роль и место градостроителя в развитии общества, культуры, науки (практическая философия);  
  - основы ряда смежных дисциплин, участвующих в формировании и оценке градостроительных решений (в том числе экономической географии, экологии, транспорта);  
  - основные принципы и приемы охраны и использования природного, культурного, исторического наследия;    
  уметь:      
  - уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, природе, мировому и отечественному архитектурному и градостроительному наследию;      
  - осуществлять педагогическую деятельность по вопросам градостроительства;      
  - критически оценивать научно-техническую информацию в сравнении с отечественным и зарубежным опытом;      
  - самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний и сферах деятельности;      
  - применять качественные и количественные методы градостроительного анализа; владеть:      
  - обладать профессиональной ответственностью, высокой мотивацией к градостроительной деятельности;      
  - навыками прикладных исследований объектов градостроительной деятельности;      
  - методами стратегического и оперативного планирования.      
  Модуль Профессиональный язык и средства коммуникации      
  знать:      
  - основные принципы организации гео-информационных систем (ГИС-технологии);      
  - порядок организации нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности;      
  уметь:      
  - использовать актуальные программные средства (программы и приложения) для работы с градостроительной информацией, а также для исследований и проектирования;      
  - использовать современные мультимедийные технологии в качестве языка профессионального общения;      
  владеть:      
  - современными технологиями поиска, обработки, хранения и использования профессионально значимой информации;      
  - профессиональными средствами визуализации и презентации градостроительных исследований проектных решений.      
  Модуль Организационно-управленческая деятельность в градостроительстве      
  знать:      
  - основы государственного и муниципального управления;      
  - порядок организации и управления отношениями между субъектами градостроительной деятельности;      
  - требования стандартов профессиональной практики;      
  уметь:      
  - принимать организационные решения, разрешать проблемные ситуации;      
  - нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции;      
  - использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке, экспертизе и контроле за реализацией градостроительных проектов;      
  владеть:      
  - навыками организации и управления небольшими коллективами;      
  - навыками администрирования и управления развитием территории;      
  - навыками инновационной деятельности в градостроительстве. Модуль Педагогика в градостроительстве      
  знать:      
  - современные педагогические технологии в области креативного образования; - проводить занятия со студентами, используя современные педагогические технологии;      
  владеть:      
  - методами планирования и ведения учебных занятий      
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза)     ОК-1 - 5
М.2 Профессиональный цикл 40 - 42 Проектная и исследовательская деятельность в сфере территориального планирования
Проектная и исследовательская деятельность в сфере градостроительного зонирования
Проектная и исследовательская деятельность в области планировки территории
ПК-1 - 3
  Базовая часть (общепрофессиональная часть) Проектирование/Исследование/Управление - в области территориального планирования 12  
  знать:    
  - основы территориального планирования;    
  - порядок государственного и муниципального управления развитием территорий;    
  уметь:    
  - разрабатывать пространственные решения для схем территориального развития, генеральных планов городов;    
  - обосновывать схемы территориального планирования;    
  владеть:    
  - знаниями, технологиями и навыками, необходимыми для разработки генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов;    
  - навыками использования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности органами местного самоуправления;    
  - в области градостроительного зонирования      
  знать:      
  - основы устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;      
  - порядок установления территориальных зон и градостроительных регламентов;      
  уметь:      
  - разрабатывать карты градостроительного зонирования;      
  - составлять градостроительные регламенты на основе документов территориального планирования, планировки территории, архитектурных проработок;      
  владеть:      
  знаниями, технологиями и навыками подготовки правил землепользования и застройки (ПЗЗ);      
  - навыками управления градостроительным развитием;      
  - в области планировки территории      
  знать:      
  - основы планировки и застройки городов;      
  - порядок обоснования и использования проекта планировки территории;      
  уметь:      
  - разрабатывать пространственные и планировочные решения проекта планировки территории;      
  - устанавливать параметры планируемого развития элементов планировочной структуры и застройки;      
  владеть:      
  - знаниями, технологиями и навыками разработки проекта и планировки территории в условиях градостроительной реконструкции;      
  - навыками разработки и реализации градостроительных программ развития территории      
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза)     ПК-1 - 3
М.3 Практика и (или) научно-исследовательская работа 45   ОК-1 - 5
ПК-1 - 3
  Практики:    
  - научно-проектная/научно-исследовательская    
  - научно-педагогическая (приобретение практических навыков проектной, научно-исследовательской и педагогической работы, управленческих навыков, способности работать со специалистами смежных областей, готовность к социально-культурному диалогу, инновационность и инициативность)    
М.4 Итоговая государственная аттестация 15   ПК-1 - 3
ОК-1 - 5
Общая трудоемкость основной образовательной программы 120    

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. На руководство магистерских диссертаций предусматривается учебная нагрузка в количестве 100 часов.

7.4. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка (эквивалентная "отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.

Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы и рефераты выполняются в пределах часов, отводимых на освоение соответствующих циклов и модулей.

Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся по направлению подготовки 271000 Градостроительство не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать курсовое проектирование и практические занятия по следующим модулям базовой части структуры ООП:

Общенаучный цикл:

история и теория;

профессиональный язык и средства коммуникации;

организационно-управленческая деятельность в градостроительстве.

Профессиональный цикл (проектирование; исследование; управление):

территориальное планирование;

градостроительное зонирование;

планировка и застройка,

а также по тем же модулям вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих знаний, умений, владений.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-проектная, научно-исследовательская, научно-педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публикация результатов научно-исследовательской работы;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования, презентация в рамках научно-исследовательского семинара. Выполнение научно-исследовательской работы по теме магистерской диссертации осуществляется под руководством научного руководителя, имеющего ученую степень или ученое звание и стаж работы по профилю не менее трех лет. В процессе выполнения научно-исследовательской/проектной работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 5 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому (проектному) семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, действительные и почетные члены, члены-корреспонденты и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, а также члены саморегулируемых организаций соответствующего профиля, Союза архитекторов, Союза дизайнеров, авторы научных монографий и крупных реализованных архитектурно-градостроительных проектов.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем из пяти наименований отечественных журналов и не менее пяти наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих специализации.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные учебные помещения: лаборатории строительных материалов; лаборатории архитектурно-строительной физики; проектные студии; компьютерные лаборатории и классы; макетные мастерские; залы и студии для художественно-графических, пластических и живописных занятий; выставочные залы.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Доступность для студентов, имеющих ноутбуки, к сети Интернет должна быть 100 процентов.

Вуз вправе устанавливать как обязательное требование к поступающим в магистратуру наличие персонального компьютера (ноутбука) соответствующей конфигурации и лицензионного программного обеспечения.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

обеспечения качественного набора в магистратуру;

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследований по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями, с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестации) создаются фонды оценочных средств, включающие задания, контрольные работы, клаузуры, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, владениями, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессиональной деятельности.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами при защите рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателе.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации (исследовательского или проектного содержания) и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (в том числе проектной, научно-исследовательской, коммуникативной, организационно-управленческой, критической и экспертной, педагогической).

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и приобретенные в ходе обучения в магистратуре компетенции самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.