ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 25 июля 1994 г. N 106
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОСОБИЯ "О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ"
В целях оказания практической помощи органам федеральной государственной службы занятости населения по вопросам, связанным с обеспечением государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, приказываю:
1. Утвердить Пособие "О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (прилагается).
2. Руководителям республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований органов федеральной государственной службы занятости населения обеспечить доведение Пособия "О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными" до подведомственных органов службы занятости населения.
3. Руководителям Российского учебного центра Федеральной службы занятости (Похвощеву В.А.), Центра учебных и информационных технологий (Коржавину Л.Н.) использовать данное Пособие в качестве учебного материала при подготовке и переподготовке специалистов органов службы занятости.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы занятости России Гончарова В.М.
Руководитель Федеральной
службы занятости России
Ф.Т.ПРОКОПОВ
Приложение
к Приказу Федеральной
службы занятости России
от 25.07.94 N 106
ПОСОБИЕ
О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ
I. Об оплате периода временной нетрудоспособности безработных граждан
1. Каков порядок оплаты больничных листков безработным гражданам, получающим пособие по безработице, а также проходящим обучение или переобучение по направлению органов службы занятости?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 647 "О внесении изменений и дополнений в порядок назначения и выплаты пособий по безработице" и на основании совместного письма Центральной Исполнительной Дирекции Фонда социального страхования, Министерства социальной защиты населения, Министерства здравоохранения и Федеральной службы занятости России от 20.10.92, оплата периода временной нетрудоспособности безработного производится органами службы занятости в размере установленного ему пособия по безработице, исходя из фактического количества дней нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней за весь период безработицы.
Временная нетрудоспособность безработного удостоверяется больничным листком ("листком нетрудоспособности") установленного образца. Больничные листки безработным гражданам выдаются врачами лечебных и санитарных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации по месту жительства или прежней работы.
Оплата периода временной нетрудоспособности безработного осуществляется за счет и в пределах средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Период временной нетрудоспособности безработных граждан продлевает общий период выплаты пособия по безработице. В любом случае общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Пример. Безработному, получавшему 3 месяца пособие по безработице, а затем заболевшему (в течение 3 месяцев), выплата пособия производится следующим образом.
Три первых месяца, на основании статьи 36 Законодательства о занятости населения, безработному выплачивается пособие по безработице в размере 75% от среднего заработка по последнему месту работы. Так как следующий период безработицы должен оплачиваться в размере 60% от среднего заработка по последнему месту работы, то и оплата больничного листка будет осуществляться в таком же размере, но не свыше 30 календарных дней.
Оставшиеся 2 месяца болезни безработного оплате не подлежат и выплата пособия не производится. После окончания болезни выплата пособия по безработице возобновляется следующим образом: четыре месяца - 60%; 5 месяцев - 45% среднего заработка по последнему месту работы, но во всех случаях не менее минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
Указом определено, что период временной нетрудоспособности оплачивается не всем безработным, а только тем, кто потерял работу и заработок (доход), т.е. уволенным с предприятий, из учреждений и организаций по любым основаниям. Поэтому органы службы занятости не осуществляют оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам из числа впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
Период временной нетрудоспособности граждан, направленных службой занятости на профессиональное обучение, оплачивается в размере установленной для них стипендии исходя из фактического количества дней нетрудоспособности, но не свыше одного месяца за весь период обучения (письмо Федеральной службы занятости России от 11.08.93 N П-3-11-813 "О вопросах, связанных с выплатой стипендии гражданам в период их профессионального обучения по направлению службы занятости").
В случаях, если период временной нетрудоспособности граждан составляет более одного месяца, службой занятости по согласованию с образовательным учреждением, где осуществляется обучение граждан, принимается решение о продлении срока обучения либо об отчислении граждан с учебы.
Если пособие по безработице гражданину выплачивается с доплатами на иждивенцев, то и оплата больничного листка осуществляется с учетом этих доплат.
2. В каком размере оплачивается больничный листок гражданам, заболевшим в период отложения, приостановки выплаты пособия по безработице или сокращения его размера на 25%?
Оплата больничного листка в период отложения (приостановки) выплаты пособия по безработице, производится в обычном порядке. При этом, по окончании периода временной нетрудоспособности безработного, издается приказ об исполнении в полном объеме принятого ранее решения об отложении (приостановке) выплаты пособия по безработице.
В период, когда размер пособия по безработице в соответствии с п. 5 ст. 38 законодательства о занятости населения сокращен на 25%, оплата больничного листка осуществляется в размере, причитающегося ему пособия.
3. Где оплачивается больничный листок безработным гражданам, занятым на общественных работах?
Участие граждан в общественных работах осуществляется при соблюдении норм трудового законодательства. Поэтому больничный листок к оплате безработный должен предъявлять по месту выполнения общественных работ, где и будет произведена его оплата. Службе занятости больничный листок может быть предъявлен лишь в качестве подтверждения уважительной причины неявки на перерегистрацию.
4. Как оплачивается больничный листок, если безработный в период болезни нарушил режим, установленный для него врачом?
В случае, если безработный нарушает режим, установленный для него врачом, то в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 с последующими изменениями и дополнениями, он лишается оплаты больничного листка с того дня, когда было допущено нарушение.
II. Об оплате периода отпуска по беременности и родам
5. Как оплачивается безработным женщинам отпуск по беременности и родам?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" оплата периода отпуска по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок (доход) в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий (учреждений, организаций) осуществляют органы социальной защиты населения по месту жительства женщины в размере минимального уровня оплаты труда, если со дня увольнения до дня официального признания этих женщин безработными, а также до дня предоставления им отпуска по беременности и родам прошло не более 12 календарных месяцев.
В соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации от 07.10.93 N 157 "О порядке применения пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723", действие указанного пункта распространяется и на беременных женщин, потерявших работу и заработок (доход) в связи с сокращением численности или штата работников в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными.
Оплата периода отпуска по беременности и родам этим категориям женщин осуществляется за счет Фонда социального страхования Российской Федерации исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Оплата периода отпуска по беременности и родам безработным женщинам, уволенным по другим основаниям, а также ранее не работавшим, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, вышеназванным Указом не предусмотрена.
Вместе с тем, Примерным положением "О порядке и условиях оказания материальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении", утвержденным Приказом Федеральной службы занятости России от 18 июня 1993 г. N 78, определено, что членам семьи, находящимся на иждивении безработных женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством), по собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, - в период отпуска по беременности и родам предоставляется преимущественное право на получение материальной помощи при соблюдении условий, предусмотренных данным Положением.
Законодательством о занятости населения, Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1993 г. N 723 не предусмотрено снятие женщин с учета в качестве безработных в период их отпуска по беременности и родам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 647 "О внесении изменений и дополнений в порядок назначения и выплаты пособий по безработице" период отпуска по беременности и родам продлевает общий период выплаты пособия по безработице. В любом случае общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
III. О некоторых практических вопросах по назначению и выплате пособия по безработице различным категориям граждан
6. Безработному прекращена выплата пособия по безработице в связи с окончанием установленного Законом периода его выплаты. Через какое время он вновь может быть признан безработным и получать пособие по безработице?
На основании положений статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В случае истечения установленного законодательством периода выплаты пособия по безработице безработный остается на учете в службе занятости без права на выплату пособия в течение 6 месяцев. Органы службы занятости продолжают подыскивать ему подходящую работу. По окончании 18-месячного периода (со дня признания безработным), безработный вновь имеет право на получение пособия, но уже в размере установленного законодательством минимального уровня оплаты труда. При этом продолжительность нового периода выплаты пособия также не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Для отдельных категорий граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" дает право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этом случае общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пример 1.
Безработный, в соответствии с имеющимся у него трудовым стажем, имеет право на получение пособия по безработице в течение 15 месяцев (12 месяцев на общих основаниях плюс три месяца за стаж, который в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" дает право на пенсию по старости).
В этом случае по истечении 15 месячного периода, безработный остается на учете в службе занятости без права на получение пособия. Через 6 месяцев (если безработный не смог трудоустроиться) он вновь может получать пособие по безработице, но период выплаты составит 9 месяцев (24 - 15). После окончания этого периода выплаты, наступает 6-месячный перерыв.
Пример 2.
Безработный, в соответствии с имеющимся у него трудовым стажем, имеет право на получение пособия по безработице в течение 22 месяцев.
По истечении 22 месяцев выплата пособия прекращается. Через 6 месяцев безработный вновь может получать пособие по безработице, но период выплаты составит 2 месяца (24 - 22), после чего наступает 6-месячный перерыв.
Если безработный имеет право на получение пособия в течение 24 месяцев, то перерыв в получении пособия составит 12 месяцев.
IV. О работе с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей
7. Распространяется ли на граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей для признания их безработными условие постоянного проживания (шесть месяцев и более) на территории России?
В соответствии с разъяснением Федеральной службы занятости России от 21.05.93 N П-4-10-493, на граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей полностью распространяются правовые, экономические и организационные условия, установленные законодательством о занятости населения, вне зависимости от сроков их проживания на территории России.
8. Какие дополнительные права по трудоустройству имеют граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей?
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права по трудоустройству и социальному обеспечению:
- предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы службы занятости, на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения или организации;
- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва на военную службу на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях или организациях, права поступления на работу на те же предприятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, - также права на должность, не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
- преимущественное право оставления на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении численности (штата) работников;
- обеспечение гражданам, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного приобретения профессионального образования.
9. С какого срока выплачивается и как исчисляется пособие по безработице гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию, если отсутствует возможность их трудоустройства?
В соответствии с письмом Федеральной службы занятости России от 30.03.94 N ВГ-4-8-14 "О пособии по безработице военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию", данной категории граждан назначается пособие по безработице (стипендия) со дня их регистрации в службе занятости в качестве безработных вне зависимости от получения ими ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
При этом размеры пособия устанавливаются, как и другим безработным гражданам, в процентном отношении к среднемесячному денежному довольствию, исчисленному за последние два месяца перед увольнением.
Среднемесячное денежное довольствие военнослужащих исчисляется применительно к исчислению среднего заработка гражданского персонала. При этом в денежное довольствие включаются оклады по воинской должности и воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, другие указанные в расчетной книжке ежемесячные надбавки и денежные выплаты, вознаграждения, премии и ежегодная материальная помощь, предусмотренные действующей системой выплаты денежного довольствия (оплаты труда). Денежное вознаграждение и премии по итогам работы за год, ежегодная материальная помощь включаются в месячное денежное довольствие в размере 1/12 выплачиваемой суммы за год либо приходящейся на каждый месяц в году увольнения, а другие вознаграждения и премии, предусмотренные системой выплаты денежного довольствия (оплаты труда), - при условии, если они были выплачены в период, за который учитывается денежное довольствие для определения его среднемесячного размера. Не подлежит включению в состав денежного довольствия при исчислении его среднемесячного размера единовременное пособие при увольнении с военной службы и другие выплаты, носящие единовременный характер, а также различного рода компенсационные выплаты (письмо Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25.12.93 N 180/13/1-739).
Справки о размерах среднемесячного денежного довольствия за последние два месяца выдаются указанным гражданам районными военными комиссариатами.
10. Может ли быть отложена выплата пособия по безработице гражданам, досрочно уволенным с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, лишенным воинского звания?
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, военнослужащие несут ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вышеизложенное не дает оснований органам службы занятости для применения п. 3 ст. 38 законодательства о занятости населения в отношении лиц, уволенных с военной службы.
11. Каков порядок выплаты пособия по безработице женам (мужьям) военнослужащих, которые проживают по месту службы мужа (жены) в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства по специальности?
Пособие по безработице женам (мужьям) военнослужащих, которые проживают по месту службы мужа (жены) в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства по специальности, выплачивается в соответствии с законодательством о занятости населения в случае если они не получают ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", во исполнение которого Совет Министров - Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 22.11.93 N 1215 "Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия женам (мужьям) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проживающим вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могут трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства".
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 22.11.93 N 1215, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 27.02.99 N 231
12. Каков порядок работы с безработными гражданами, призываемыми на военные сборы, или привлекаемыми к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе?
На период призыва на военные сборы или привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных, с учета не снимаются. Выплата этим гражданам пособия по безработице в указанный период не производится, так как их материальное обеспечение осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Период выплаты пособия по безработице продлевается на время нахождения гражданина на военных сборах или привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, но общая его продолжительность не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, если иное не установлено законодательством.
13. Какими документами установлены нормы материального обеспечения граждан, призываемых на военные сборы или привлекаемых к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе?
Нормы материального обеспечения граждан, при исполнении ими воинской обязанности, установлены Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и Положением "О порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе", утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 605, в соответствии с которыми:
за гражданами, не являющимися военнослужащими, на период исполнения ими воинской обязанности без оформления призыва (медицинское освидетельствование, изучение и подбор кандидатов для прохождения военных сборов, тренировочные занятия в составе команд по выполнению первоочередных работ при переводе воинских частей на штаты военного времени и аппарата усиления военных комиссариатов) сохраняется место работы (учебы) с выплатой среднего заработка (стипендии), но не более десяти установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда, командировочных расходов за время нахождения в пути и стоимости проезда за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (пункт 30 Положения);
гражданам, временно не работающим или занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, на период исполнения ими воинской обязанности военными комиссариатами выплачивается заработок в размере установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (пункт 31 Положения);
граждане, призванные на военные сборы, освобождаются от работы с сохранением за ним места работы (учебы), но без выплаты среднего заработка. В воинской части, где он проходит военные сборы, за время прохождения сборов (в том числе за время нахождения в пути от военного комиссариата до места проведения сборов и обратно) ему выплачивается оклад по воинской должности, на которую он приписан, и воинскому званию на основании приказов командиров (начальников), под руководством которых проходят сборы, а также командировочные расходы за время нахождения в пути к месту проведения сборов и обратно (пункт 32 Положения).
V. О работе с гражданами, ранее занимавшимися бродяжничеством и попрошайничеством
14. Каков порядок работы с гражданами, ранее занимавшимися бродяжничеством и попрошайничеством?
1. Граждане, занимавшиеся ранее бродяжничеством и попрошайничеством, представившие при обращении в центр занятости документы, удостоверяющие личность и подтверждающие их регистрацию по месту жительства, могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы и признаны безработными в установленном законодательством порядке.
Граждане, которые при обращении в центр занятости представили неполный перечень документов, необходимых для регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрируются в соответствии с п. 3.2.6 "Временного порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве" (Приказ ФСЗ России от 23.11.93 N 142).
При подборе подходящей работы лицам, занимавшимся ранее бродяжничеством и попрошайничеством, следует иметь в виду, что для граждан, имевших перерыв в работе более 3 лет или не представивших документы, подтверждающие профессию или квалификацию, подходящей считается любая оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, включая работу временного характера.
В остальных случаях при подборе подходящей работы необходимо руководствоваться положениями раздела 5 "Подбор подходящей работы" "Временного порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве".
2. Гражданам, занимавшимся ранее бродяжничеством и попрошайничеством и представившим при обращении в центр занятости документы, удостоверяющие личность, и обратившимся за содействием в трудоустройстве в центр занятости по месту пребывания, может быть предложена информация о работе временного характера, возможности трудоустройства на предприятиях, предоставляющих место жительства, а также оказываются консультации по вопросам прав граждан в области занятости, выбора или перемены профессии, возможностей службы занятости по содействию в трудоустройстве.
3. Гражданам, занимавшимся ранее бродяжничеством и попрошайничеством и обратившимся в центр занятости за содействием в трудоустройстве, но не представившим документы, удостоверяющие личность и подтверждающие их регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, в целях их получения, рекомендуется обратиться в органы внутренних дел.