ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2011 г. N 1240
О ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
2. Установить, что начиная с 1 июля 2012 г. транспортные средства городского наземного электрического транспорта подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
каждые 6 месяцев - транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров;
каждые 12 месяцев - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2011 г. N 1240
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее соответственно - транспортное средство, технический осмотр), включая оценку соответствия транспортных средств, в том числе их частей и предметов их дополнительного оборудования, обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска этих транспортных средств к участию в дорожном движении.
2. Требования и параметры, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра, приведены в приложении N 1.
3. К транспортным средствам при проведении технического осмотра не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов.
4. Технический осмотр проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра.
5. Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в письменной форме (далее - заявитель), и оператором технического осмотра, по типовой форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.
6. Размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.
7. Операторы технического осмотра обеспечивают размещение в сети Интернет и в пункте технического осмотра в удобном для ознакомления месте и виде текста Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящих Правил, информации справочного характера (в том числе адресов оператора технического осмотра и пункта технического осмотра, номеров телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в сети Интернет), актуальной информации о режиме работы пункта технического осмотра, информации о размерах платы за услуги по проведению технического осмотра, перечня документов, необходимых для прохождения технического осмотра, копии аттестата аккредитации (за исключением организаций, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), типовой формы договора о проведении технического осмотра, а также обеспечивают возможность предварительной записи на технический осмотр.
8. Технический осмотр проводится с использованием средств технического диагностирования, включая передвижные средства, непосредственно в месте размещения трамвайного депо или троллейбусного парка при условии обеспечения всех необходимых производственных и организационных условий для проведения технического осмотра.
9. Для проведения технического осмотра заявитель представляет транспортное средство и следующие документы:
документ, удостоверяющий личность, и доверенность - для представителя владельца транспортного средства;
свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
10. В случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, либо несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.
11. В случае соответствия транспортного средства данным, указанным в представленных документах, после его идентификации транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.
До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору, предусмотренному пунктом 5 настоящих Правил, что подтверждает заключение договора.
12. Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
13. Техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования.
14. Продолжительность технического диагностирования 1 транспортного средства составляет 50 минут.
15. По завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства, по форме, приведенной в приложении N 2.
Правила заполнения диагностической карты устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
16. При выдаче заявителю диагностической карты, содержащей заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, оператор технического осмотра оформляет и выдает заявителю талон технического осмотра.
При выдаче заявителю диагностической карты, содержащей заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, талон технического осмотра не выдается и такое транспортное средство подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с особенностями, установленными статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приложение N 1
к Правилам проведения
технического осмотра транспортных
средств городского наземного
электрического транспорта
ТРЕБОВАНИЯ И ПАРАМЕТРЫ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ
Троллейбус (пассажирский или грузовой) | Трамвайный вагон (пассажирский или грузовой) | ||
I. Требования к тормозным системам | |||
1. | Тормозной путь трамвайного вагона (трамвайного поезда) в снаряженном состоянии (без нагрузки) на горизонтальном участке со скорости начала торможения 40 км/ч при однократном воздействии на орган управления тормозной системой должен быть: | X | X |
при экстренном торможении не более 21 метра; | |||
при служебном торможении не более 45 метров. | |||
Тормозной путь троллейбуса с разрешенной максимальной массой со скорости начала торможения 40 км/ч на горизонтальном участке дороги при однократном воздействии на орган управления рабочей тормозной системой не должен превышать 18,3 метра | |||
2. | Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние трамвайных вагонов (трамвайных поездов) с разрешенной максимальной массой на уклоне до 9 процентов включительно. Стояночная тормозная система троллейбуса должна обеспечивать неподвижное состояние снаряженного троллейбуса на уклоне до 23 процентов | X | X |
3. | Тормозная система с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна | X | X |
4. | Недопустимо нарушение герметичности пневматического (пневмогидравлического) тормозного привода, падение давления воздуха при неработающем компрессоре не должно быть более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) за 15 минут после полного приведения в действие тормозных приводов. Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются | X | X |
5. | Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, и механические повреждения тормозных систем не допускаются | X | X |
6. | Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического привода и устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны | X | X |
II. Требования к рулевому управлению | |||
7. | Неработоспособность усилителя рулевого управления транспортного средства при его наличии на транспортном средстве не допускается. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается | X | |
8. | Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, - 20 градусов | X | |
9. | Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно | X | |
III. Требования к внешним световым приборам | |||
10. | На транспортных средствах применение устройств освещения и световой сигнализации определяется требованиями таблицы 6а ГОСТ Р 51709-2001 | X | X |
11. | Разрушения и отсутствие рассеивателей световых приборов не допускаются | X | X |
12. | Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме | X | X |
13. | Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей не допускается. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на используемые на транспортных средствах других типов | X | X |
IV. Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям | |||
14. | Транспортное средство должно быть оснащено хотя бы одним стеклоочистителем и хотя бы одной форсункой стеклоомывателя ветрового стекла | X | X |
15. | Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны | X | X |
V. Требования к шинам и колесам | |||
16. | Высота рисунка протектора шин должна быть не менее 2 миллиметров | X | |
17. | Шина считается непригодной к эксплуатации: | X | |
при наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в позиции 16. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину; | |||
при появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или 2 индикаторов в каждом из 2 сечений при неравномерном износе беговой дорожки; | |||
при замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями; при местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора | |||
18. | Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается | X | X |
19. | Не допускается наличие трещин на дисках и ободьях колес, видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес | X | X |
20. | Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций, моделей с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных не допускается | X | |
VI. Требования к прочим элементам конструкции | |||
21. | Транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида согласно таблице 10 ГОСТ Р 51709-2001 | X | X |
22. | Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла. В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем | X | X |
23. | Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов | X | X |
24. | Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается | X | X |
25. | Замки дверей кузова или кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство должны быть работоспособны | X | X |
26. | Привод дверей должен быть в работоспособном состоянии, не должна быть нарушена целостность дверей. Сигнализация их работы и сигнал требования остановки должны быть работоспособны | X | X |
27. | Аварийные выходы должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы освещения выходов из салона должны быть работоспособны | X / - | X / - |
28. | Транспортное средство должно быть укомплектовано звуковым сигнальным прибором в рабочем состоянии | X | X |
29. | Узлы сочленения (штатное и дополнительное) для аварийной буксировки, тягово-сцепные устройства должны быть в исправном состоянии | X | X |
30. | Транспортные средства должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки | X | X |
31. | Транспортные средства должны быть укомплектованы не менее чем 2 противооткатными упорами | X | X |
32. | Транспортные средства должны быть оснащены огнетушителями (порошковыми или углекислотными) емкостью не менее 5 литров, один из которых должен размещаться в кабине водителя. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен | X | X |
33. | Поручни, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на транспортных средствах, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства | X | X |
34. | Держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом | X | |
35. | Каплепадение масел и рабочих жидкостей из редукторов, заднего моста, аккумуляторной батареи и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств, повторяющееся с интервалом более 20 капель в минуту, не допускается | X | X |
36. | Недопустимо заедание в шарнирах токоприемников | X | X |
37. | Контрольно-измерительные приборы должны быть в исправном состоянии | X | X |
38. | Ток утечки не должен превышать 3 мА | X | X |
39. | Не должно быть повреждений изоляционного покрытия поручней и подножек входа и выхода | X | X |
40. | Износ покрытия пола не должен превышать 50 процентов толщины материала покрытия, не должно быть протечек воды через пол на электрооборудование | X | X |
41. | На крыше должна быть дорожка из электроизоляционного материала, разрывы и другие повреждения дорожки не допускаются | X | X |
42. | Должна обеспечиваться подача песка на головки рельсов | X | |
43. | Недопустимо отсутствие или обрывы проводников на площади более 25 процентов сечения шунта заземления кожухов электрических печей отопления | X | X |
44. | Высота реборды бандажа колеса должна быть не менее 11 миллиметров, а ее толщина должна быть не менее 8 миллиметров | X | |
45. | Расстояние между внутренними гранями бандажей колесной пары должно быть: для колеи 1524 миллиметров - не менее (1474 +/- 2) миллиметров; для колеи 1000 миллиметров - не менее (950 +/- 1) миллиметров | X | |
46. | При конструктивной ширине бандажа 85 миллиметров толщина бандажа должна быть не менее 25 миллиметров, при конструктивной ширине бандажа 90 миллиметров толщина бандажа должна быть не менее 23 миллиметров | X | |
47. | Должны отсутствовать выбоины (лыски) на поверхности катания бандажа глубиной более 0,6 миллиметра при рельсовых путях с деревянными шпалами и глубиной более 0,3 миллиметра при рельсовых путях на бетонном основании или на железобетонных шпалах | X | |
48. | Должны отсутствовать продольные или поперечные трещины на бандаже или колесном центре | X | |
49. | На резинометаллических амортизаторах колеса допускается не более 5 трещин глубиной не более 2 миллиметров на площади 1 квадратного сантиметра | X | |
50. | Должны быть затянуты и зафиксированы гайки крепления продольных балок тележки | X | |
51. | Должны быть затянуты и зафиксированы приваренными планками центральная гайка подрезиненного колеса (если это предусмотрено конструкцией) | X | |
52. | Недопустимо перемещение ступицы относительно колесной пары, недопустим поворот бандажа колеса относительно центра | X |
Примечание. Знак "X" означает, что требование применяется к транспортному средству соответствующей категории. Знак "-" означает, что требование не применяется к транспортному средству соответствующей категории.
Приложение N 2
к Правилам проведения
технического осмотра транспортных
средств городского наземного
электрического транспорта
Диагностическая карта
(городской наземный электрический транспорт)
лицевая сторона