ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 29 августа 2013 г. N 349
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЧИСЛЕННОСТЬЮ, УСЛОВИЯМИ И ОПЛАТОЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. Приказов Росстата от 01.04.2014 N 224, от 24.09.2014 N 580, от 06.11.2014 N 640)
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие:
годовые с отчета за 2013 год:
N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" (приложение N 1);
N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" (приложение N 2);
N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" (приложение N 3);
N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих" (приложение N 4);
N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий" (приложение N 5);
N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 6);
N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций" (приложение N 7);
N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (приложение N 8);
N 78-РИК "Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации" (приложение N 9);
N 85-К "Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации" (приложение N 10);
N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры" (приложение N 11);
месячную с отчета по состоянию на 1 февраля 2014 г.:
N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (приложение N 12);
месячную для отчета в январе 2014 г.:
N 1-З "Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости" (приложение N 13);
квартальную с отчета за I квартал 2014 года:
N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" (приложение N 14);
квартальную с отчета за январь - март 2014 года:
N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 15);
периодическую 1 раз в 2 года с отчета за 2013 год:
N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (приложение N 16);
периодическую 1 раз в 3 - 4 года для отчета за 2013 год
N 1 кадры "Сведения об обучении работников организаций" (приложение N 17).
2. Установить предоставление данных по приведенным в пункте 1 настоящего приказа формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.
3. С введением указанного в пункте 1 настоящего приказа статистического инструментария признать утратившими силу формы федерального статистического наблюдения:
N 1 кадры "Сведения об обучении работников организаций", утвержденную приказом Росстата от 6 сентября 2010 г. N 305;
N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия", утвержденную приказом Росстата от 19 августа 2011 г. N 367;
N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" (Приложение N 1); N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" (Приложение N 2); N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" (Приложение N 3); N 2-МС "Сведения о дополнительном образовании муниципальных служащих" (Приложение N 4); N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (Приложение N 6); N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" (Приложение N 7); утвержденные приказом Росстата от 24 июля 2012 г. N 407;
N 78-РИК "Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения" (приложение N 1); N 85-К "Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения" (приложение N 2); N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 3); N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры" (приложение N 4); N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах" (приложение N 5); N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" (приложение N 6); N 1-технология "Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий" (приложение N 7); N 1-З "Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости" (приложение N 8); N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 9), утвержденные приказом Росстата от 6 сентября 2012 г. N 481.
Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
К.Э.ЛАЙКАМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма N 1-Т - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Форма N 1-Т (условия труда) - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Форма N 2-ГС (ГЗ) - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Форма N 2-МС - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Форма N 1-технология - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Форма N 2-наука - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Форма N 4-инновация - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Форма N 3-информ - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ |
Нарушение порядка предоставления статистической информации, а равно предоставление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности" |
ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ |
СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
за 20__ г. |
Наименование отчитывающейся организации _________________________________ | |||
Почтовый адрес __________________________________________________________ | |||
Код формы по ОКУД | Код | ||
отчитывающейся организации по ОКПО | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
0609507 |
Раздел 1. Численность детей, стоящих на учете
Код по ОКЕИ: человек - 792
Раздел 2. Распределение детей, стоящих на учете, по возрасту
Код по ОКЕИ: человек - 792
Указания
по заполнению формы федерального статистического наблюдения
Форму федерального статистического наблюдения N 78-РИК предоставляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие управление в сфере образования.
В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации, а затем в скобках - краткое наименование.
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом.
Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.
Данные приводятся в человеках.
Раздел 1. Численность детей, стоящих на учете
Данные графы 3 равны сумме данных граф 4 и 5.
По строке 01 приводится численность детей, стоявших на учете для определения в дошкольные образовательные организации на начало отчетного года.
По строке 02 приводится численность детей, поставленных на учет для определения в дошкольные образовательные организации в течение отчетного года.
По строке 03 приводится численность детей, получивших путевки в дошкольные образовательные организации за отчетный год.
По строке 04 приводится численность детей, выбывших из очереди по иным причинам (в связи со сменой места жительства, заявитель отказался от получения услуги и др.).
По строке 05 приводится численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации на конец отчетного года.
Строка 05 равна сумме строк 01 и 02 за минусом строк 03 и 04.
Строка 01 должна соответствовать строке 05 в отчете за предыдущий год.
Раздел 2. Распределение детей, стоящих на учете, по возрасту
Данные графы 3 равны сумме данных граф 4 и 5.
По строке 01 приводится численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации на конец отчетного года, по строкам 02 - 08 - распределение их по возрасту с указанием числа полных лет по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Строка 01 равна сумме строк 02 - 08 по всем графам.
Строка 01 раздела 2 равна строке 05 раздела 1 по всем графам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Форма N 85-К - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 06.11.2014 N 640)
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Форма N 1-НК - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 06.11.2014 N 640)
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Форма N 3-Ф - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Форма N 1-З - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Форма N П-4 (НЗ) - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Форма N 2-наука (краткая) - Утратила силу. (в ред. Приказа Росстата от 24.09.2014 N 580)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ |
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ |
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" |
ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ |
СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ |
за 20__ г. |
Наименование отчитывающейся организации _________________________________ | |||
Почтовый адрес __________________________________________________________ | |||
Код формы по ОКУД | Код | ||
отчитывающейся организации по ОКПО | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
0601011 |
Раздел 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг; затраты на технологические инновации, за отчетный год
Укажите, имело ли предприятие в течение отчетного года законченные инновации или продолжающуюся инновационную деятельность, которая еще не была завершена, по следующим типам инноваций (укажите по каждой строке соответствующий код: да - 1; нет - 2):
Маркетинговые инновации (101) ______________
Организационные инновации (102) ______________
Код по ОКЕИ: тысяча рублей - 384
(с одним десятичным знаком)
Справка 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг, вновь внедренных и подвергавшихся усовершенствованию в течение последних трех лет
Код по ОКЕИ: тысяча рублей - 384
(с одним десятичным знаком)
Справка 2. Разработчики технологических инноваций
Укажите, в течение последних трех лет имела ли организация завершенные технологические инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы (укажите соответствующий код: да - 1; нет - 2): (128)
Если по стр. 128 отмечен код 1, то укажите, кто разрабатывал эти инновации (укажите в строке 129 один из приведенных оценочных кодов: 1 - в основном другие организации; 2 - Ваша организация совместно с другими; 3 - Ваша организация путем изменения или модификации продукции, разработанной другой организацией; 4 - в основном Ваша организация):
Раздел 2. Численность работников предприятия за отчетный год
Код по ОКЕИ: человек - 792
Раздел 3. Патентование объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом
Код по ОКЕИ: единица - 642
Указания
по заполнению формы федерального статистического наблюдения
1. Общие положения
1. Форму федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" предоставляют предприятия, являющиеся малыми предприятиями, кроме микропредприятий, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)) в сфере добычи полезных ископаемых (Раздел C); обрабатывающих производств (Раздел D); производства и распределения электроэнергии, газа и воды (Раздел E) (за исключением торговли электроэнергией (код 40.13.2); торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям (код 40.22.2), торговли паром и горячей водой (тепловой энергией) (40.30.6)).
2. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия форму федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация не предоставляют.
3. Форма федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация служит только для получения сводной статистической информации и не может быть предоставлена третьим лицам.
4. В форму федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия, независимо от их местонахождения.
Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
5. Временно не работающие малые предприятия, на которых в течение части отчетного периода имело место производство товаров, работ (услуг), предоставляют форму N 2-МП инновация на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.
6. В адресной части указывается полное наименование отчитывающегося малого предприятия, в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес.
Юридическое лицо проставляет в графе 2 кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) малым предприятиям территориальными органами Росстата.
7. Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (Налоговый кодекс, статья 346.11, п. 4). Данные предприятия предоставляют форму N 2-МП инновация на общих основаниях.
Раздел 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг; затраты на технологические инновации, за отчетный год
8. Раздел заполняют все предприятия, вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность в отчетном периоде или нет.
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового или организационного метода - в ведении бизнеса, организации рабочего места, внешних связей <1>.
<1> Это и другие определения, связанные с характеристикой инноваций, предложены для целей заполнения формы в соответствии с международными рекомендациями в области статистического измерения инновационной деятельности (см. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. Paris: OECD/Eurostat, 2005. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Перевод на русский язык, издание второе исправленное. Москва, 2010). Определение Технологических инноваций объединяет определения продуктовых и процессных инноваций.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.
Инновационные товары, работы, услуги - товары, работы, услуги новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. По уровню новизны выделяются два вида инновационных товаров, работ, услуг - вновь внедренные (в том числе принципиально новые), или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям, и подвергавшиеся усовершенствованию.
Технологические инновации - деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением: технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
Продуктовые инновации - разработка и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов.
Процессные инновации - разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов.
При заполнении данных об объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденным приказом Росстата от 31.12.2009 N 335.
В связи с утратой силы приказа Росстата от 31.12.2009 N 335, следует руководствоваться принятым взамен приказом Росстата от 30.12.2014 N 739.
По строкам 101 - 102 организация проставляет код 1, если она в течение отчетного года имела законченные маркетинговые или организационные инновации или продолжающуюся инновационную деятельность по этим типам инноваций, которая еще не была завершена. По строкам 101 - 102 код 1 проставляется, если организация имела хотя бы одну инновацию, соответственно, маркетинговую или организационную.
Если организация за рассматриваемый период времени не имела завершенных маркетинговых или организационных инноваций или продолжающуюся инновационную деятельность по этим типам инноваций, то в строках 101 - 102 ставится код 2.
По строкам 101 - 102 не рассматриваются маркетинговые и организационные инновации, которые осуществлялись в рамках технологических инноваций.
Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.
Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. К этой категории изменений относятся также изменения в упаковке таких продуктов, как продукты питания, напитки, моющие средства, для которых упаковка является определяющей для внешнего вида.
Использование новых методов продаж и презентации продуктов связаны с расширением продаж, сюда не входят методы логистики (управление транспортировкой и складированием сырья, компонентов и готовой продукции).
Использование новых методов представления и продвижения продуктов (услуг) означает использование новых концепций для продвижения товаров и услуг организации.
Инновации в формировании цен означают использование новых ценовых стратегий для торговли товарами и услугами фирмы.
Сезонные, регулярные или другие текущие изменения в маркетинговых инструментах, как правило, не являются маркетинговыми инновациями, если не несут в себе новизны.
Главным критерием разграничения продуктовых инноваций и маркетинговых инноваций является наличие существенных изменений в функциях или способах использования продукта. Товары или услуги, функциональные или потребительские характеристики которых существенно улучшены по сравнению с существующими продуктами, представляют собой продуктовые инновации. Изменение дизайна существующего продукта является маркетинговой, а не продуктовой инновацией, если функциональные или потребительские характеристики продукта не претерпели значительных изменений.
Разграничение процессных и маркетинговых инноваций заключается в следующем. Процессные инновации связаны с совершенствованием производственных методов, включая методы передачи продуктов, направленных на снижение издержек на единицу продукта или повышение качества, в то время как маркетинговые инновации направлены на повышение объемов продаж или цен на продукты (с использованием новых ценовых стратегий).
Маркетинговые инновации должны быть новыми для Вашей организации и не имеет значение, были ли они разработаны Вашей организацией или другими организациями. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти маркетинговые инновации.
Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации. Не имеет значения, были инновации разработаны Вашей организацией или другими организациями.
Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых организационных методов предпринимательской деятельности. Они включают, например, внедрение корпоративных систем управления знаниями, реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством и поставками в целом, в частности, систем управления цепочками поставок, рационализацией производства, а также систем управления качеством.
Инновации в организации рабочих мест означают реализацию новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (и структурными подразделениями), а также новых концепций структурирования деятельности, таких как интеграция различных направлений деятельности.
Новые организационные методы во внешних связях организации означают реализацию новых способов организации взаимоотношений с другими организациями, таких как новые формы сотрудничества с заказчиками или научными организациями, новые методы интеграции с поставщиками, аутсорсинг или субконтрактные отношения в области производства, обеспечения, распределения, решения кадровых и вспомогательных вопросов.
Организационными инновациями не являются изменения в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связях, которые основаны на организационных методах, уже применяемых в организации. Формулирование управленческих стратегий также само по себе не является инновацией. Однако организационные изменения, которые реализуются в соответствии с новой управленческой стратегией, являются инновациями, если они применяются впервые в практике организации.
9. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по соответствующему виду экономической деятельности (строка 103) - стоимость отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), в том числе: инновационных товаров, работ, услуг (строка 104) - произведенных в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций.
Строки 105 - 124 заполняют предприятия, осуществлявшие за отчетный период технологические инновации.
10. По строке 105 показываются затраты на технологические инновации, осуществленные за отчетный год. Затраты на технологические инновации включают общие (текущие и капитальные) затраты, связанные с разработкой и внедрением технологически новых или значительно усовершенствованных товаров, работ, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, как выполненные собственными силами предприятия, так и затраты на оплату работ, услуг сторонних организаций.
Текущие затраты, осуществляемые главным образом за счет себестоимости товаров, работ, услуг, включают в себя затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности, выполняемой предприятием в течение года.
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением инноваций. Они состоят из затрат на приобретение машин, оборудования, прочих основных средств, необходимых для использования в инновационной деятельности, на приобретение сооружений, земельных участков и объектов природопользования для проведения инновационной деятельности.
При заполнении графы 3 следует руководствоваться бухгалтерским аналитическим учетом затрат, осуществляемым в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров, работ, услуг соответствующих видов экономической деятельности.
Данные строки 105 должны равняться сумме данных строк 106 - 109 и 111 - 115.
11. По строке 106 отражаются затраты предприятия на исследования и разработки, выполненные как собственными силами, так и по заказу сторонними организациями.
В состав затрат на исследования и разработки входят:
затраты на оплату труда работников списочного состава, выполнявших научные исследования и разработки, с учетом премий за производственные показатели, стимулирующих и компенсирующих выплат (включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексации доходов в пределах предусмотренных законодательством норм), а также затраты на оплату труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности. В затраты на оплату труда не включаются премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, материальная помощь, беспроцентные ссуды для работников предприятия, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков, надбавки к пенсиям и другие виды выплат, не связанные непосредственно с оплатой труда;
обязательные отчисления по установленным законодательством нормам от фонда оплаты труда вышеперечисленных категорий работников (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются): единый социальный налог (суммы начисленных платежей по пенсионному обеспечению, социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию работников), а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Не учитываются отчисления во внегосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и другие виды добровольного страхования работников;
затраты на приобретение и изготовление специальных инструментов, приспособлений, приборов, стендов, аппаратов, механизмов, устройств и другого специального оборудования, необходимого для выполнения конкретной темы, включая расходы на его проектирование, транспортировку и установку. Такие затраты осуществляются за счет себестоимости работ, выполняемых по договорам, а оставшиеся после их окончания или прекращения специальное оборудование, а также опытные образцы, макеты и другие изделия, приобретенные или изготовленные в процессе работ над темой, должны передаваться заказчику. В случае если указанное оборудование и изделия не возвращаются заказчику, то по завершении темы они инвентаризуются и, в зависимости от стоимости, зачисляются в состав основных или оборотных средств с уставного фонда как безвозмездно поступившие;
стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии всех видов природного сырья, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли. Материальные затраты на производство товаров, работ, услуг показываются в отчете по стоимости их приобретения (с учетом налога на добавленную стоимость), включая наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций;
капитальные затраты на исследования и разработки, в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, на приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, прочие капитальные затраты, связанные с исследованиями и разработками. Не учитываются капитальные вложения, осуществляемые отчитывающимся предприятием, на строительство жилья, объектов культурно-бытового назначения и т.п., не связанные с научными исследованиями и разработками;
прочие затраты, связанные с выполнением исследований и разработок и не учтенные ни в одном из перечисленных видов затрат.
В состав затрат на исследования и разработки включается также стоимость исследований и разработок, выполненных сторонними организациями по договорам с отчитывающимся предприятием.
12. По строке 107 указываются затраты на производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых товаров, работ, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов. Производственные проектно-конструкторские работы связаны с технологическим оснащением, организацией производства и начальным этапом выпуска новых товаров, работ, услуг. В промышленности их содержанием может быть проектирование промышленного объекта (образца), связанное с подготовкой производства новых товаров, работ, услуг, другие проектно-конструкторские работы, нацеленные на определенные производственные процессы и методы, технические спецификации, эксплуатационные особенности (свойства), необходимые для производства технологически новых товаров, работ, услуг и осуществления новых процессов. Данные работы не следует учитывать по строке 104, где приводятся сведения о проектно-конструкторских работах, учитываемых в составе исследований и разработок (по строке 104) и относящихся, как правило, к начальной концепции проекта по созданию новых товаров, работ, услуг или технологических процессов.
В состав указанных затрат включаются также затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций (не показанные по строке 106). В их состав входят затраты на:
средства технологического оснащения, дополняющего технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. Примерами технологической оснастки являются режущий инструмент, штампы, приспособления, калибры, пресс-формы, модели, литейные формы, стержневые ящики и т.д.;
пробное производство или испытания, необходимые на начальном этапе выпуска товаров и в случаях, если имеются в виду дальнейшие этапы разработки и проектирования (данные затраты не имеют отношения к опытно-экспериментальным работам, включаемым в исследования и разработки по строке 106).
13. По строке 108 указываются капитальные вложения, направленные на приобретение машин, оборудования, комплектующих изделий, установок, включая интегрированное программное обеспечение, прочих основных фондов, в связи с внедрением технологических инноваций. При этом машины и оборудование могут быть приобретены как путем покупки, так и взяты в аренду, лизинг и т.д. Учитываются капитальные вложения на приобретение и установку прогрессивных видов (на новой технологической основе) машин и оборудования, необходимых для внедрения новых или усовершенствованных технологических процессов, либо машин и оборудования, не совершенствующих производственные мощности, но необходимых для выпуска новых товаров (например, дополнительных формовочных и упаковочных машин), работ, оказания новых услуг. Другие случаи приобретения машин и оборудования не рассматриваются в качестве технологических инноваций и не указываются по стр. 108.
По строке 108 показываются все капитальные вложения в машины, оборудование, прочие основные фонды, связанные с внедрением технологических инноваций, включая стоимость предоставляемых в комплекте с ними ноу-хау, прочих беспатентных лицензий и результатов интеллектуальной деятельности (последнее не показывается по стр. 109).
14. По строке 109 приводятся затраты на приобретение новых технологий, используемых для реализации технологических инноваций, включая затраты на приобретение как патентных лицензий (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей), так и беспатентных лицензий, "ноу-хау", новых технологий в разукомплектованном виде, а также товарных знаков, других инжиниринговых, консалтинговых услуг (исключая исследования и разработки), приобретенных от сторонних организаций, частных лиц, относящихся к выполнению технологических инноваций.
15. По строке 110 выделяются затраты на приобретение патентных лицензий, а именно прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей. При заполнении данной строки следует руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4, глава 72, ст. 1349, 1350, 1351, 1352).
Права на патенты могут быть переданы патентообладателем организации в соответствии с договором об уступке патента, зарегистрированным в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Договор без регистрации считается недействительным.
Данные о приобретении лицензий указываются только по итогам заключенных лицензионных договоров, зарегистрированных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Лицензионный договор без регистрации считается недействительным.
Патент <1> - охранный документ, выдаваемый на учтенные объекты интеллектуальной собственности и удостоверяющий приоритет, авторство и исключительное право на использование указанных объектов в течение срока действия охранного документа.
<1> Определения приводятся в соответствии со ст. 1354 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей заполнения формы.
Изобретение, согласно п. 1 ст. 1350 Гражданского кодекса Российской Федерации, - техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Полезная модель, согласно п. 1 ст. 1351 Гражданского кодекса Российской Федерации, - техническое решение, относящееся к устройству. Полезной модели предоставляется правовая охрана (патент), если она является новой и промышленно применимой. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
Промышленный образец, согласно п. 1 ст. 1352 Гражданского кодекса Российской Федерации, - художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым или оригинальным.
Затраты на приобретение лицензий представляют собой выплаченное лицензиару (продавцу лицензий) лицензионное вознаграждение. Оно может представлять собой либо паушальный платеж, т.е. выплачиваться в виде оговоренной твердой суммы, либо роялти, т.е. выплачиваться в виде определенных частей от полученной лицензиатом (покупателем лицензий) прибыли в результате использования лицензии.
По строкам 110 и 109 учитывается только сумма, выплаченная за отчетный год.
16. По строке 111 показываются затраты на приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования и средства для разработки приложений, издательские системы и графические редакторы, коллекции изображений и т.д.
17. По строке 112 указываются затраты на другие виды работ, связанных с подготовкой производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи). К ним, в частности, могут относиться работы по изменению процедур контроля производства и качества товаров, работ, услуг, методов, стандартов и связанного с этим программного обеспечения, необходимых для выпуска нового или усовершенствованного изделия или применения нового или усовершенствованного технологического процесса.
18. По строке 113 приводятся данные о затратах на обучение, подготовку и переквалификацию персонала в связи с внедрением технологических инноваций (производством новых товаров, работ, услуг, работой по новым технологиям и на новом оборудовании, внедрением новых или существенно усовершенствованных видов услуг или методов их производства). Затраты на обучение и подготовку персонала могут включать использование услуг сторонних организаций и затраты на обучение и подготовку в самом предприятии (в том числе без отрыва от производства).
19. По строке 114 указываются затраты, связанные с маркетингом или рыночным внедрением технологических инноваций (выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных товаров, работ, услуг). Они включают предварительное исследование, зондирование рынка, адаптацию данного изделия для различных рынков сбыта и начальную рекламу, но исключая расходы на развертывание дистрибьюторских сетей (выпуск новых товаров, услуг на рынок) для рыночных инноваций.
20. По строке 115 показываются прочие затраты (не учитываемые в строках 106 - 114), связанные с внедрением технологических инноваций, например, оплату консультаций привлеченных квалифицированных специалистов, другие работы, услуги технологического содержания, не перечисленные выше.
21. В строках 116 - 124 затраты распределяются по источникам финансирования технологических инноваций:
по строке 116 - за счет собственных средств предприятия, в том числе из прибыли, за счет себестоимости выпускаемых товаров, работ, услуг;
по строкам 117 и 118 - за счет средств, соответственно, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получаемых предприятием непосредственно, либо по договорам с заказчиком;
по строке 119 - за счет внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Российского фонда технологического развития, фонда конверсии, дорожного фонда и другие);
по строке 120 - за счет средств, получаемых предприятием от юридических и физических лиц, находящихся вне границ Российской Федерации, а также от международных организаций;
по строке 121 показываются затраты на инновации, осуществленные за счет прочих источников, не учитываемых в строках 116 - 120.
Данные строки 105 должны равняться сумме данных строк 116 - 121.
Из прочих затрат (строка 121) выделяются средства, полученные за счет привлечения кредитов и займов (строка 122).
По строке 123 указываются средства, полученные путем привлечения кредитов и займов на льготных условиях.
По строке 124 из прочих средств (строка 121) выделяются средства венчурных фондов. Это долгосрочные рисковые инвестиции частного капитала и государства в инновационные проекты и вновь создаваемые малые высокотехнологичные предприятия, ориентированные на разработку и производство наукоемких продуктов.
Справка 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг, вновь внедренных и подвергавшихся усовершенствованию в течение последних трех лет
22. Из строки 104 "Инновационные товары, работы, услуги" по строке 125 отражается объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, вновь внедренных (в т.ч. принципиально новых) или подвергавшихся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет. Для данных товаров, работ, услуг область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени отличающиеся в сравнении с ранее выпускавшимися товарами, работами, услугами.
Вновь внедренными (новыми) являются товары, работы, услуги, которые по своим характеристикам или направлениям использования существенно отличаются от товаров, работ, услуг, производившихся организацией ранее. Такие товары, работы, услуги, как правило, основаны на новых (в т.ч. принципиально новых) технологиях либо на сочетании новых с применением существующих технологий. Примером таких инноваций (радикального типа) может служить портативный планшетный компьютер (iPad), при производстве которого использовались новые технологии. Планшетный компьютер не просто комбинирует существующие микротехнологии (микропроцессоры, миниатюрные жесткие диски), но позволяет использовать новые модели сетевого доступа к общим информационным и вычислительным ресурсам и данным (облачные вычисления), а также формирует новые рынки программного обеспечения и услуг. К этому же типу инноваций можно отнести технологии и устройства беспроводной передачи данных (Wi-Fi), электронные книги на жидких чернилах, социальные сети (ИТ-услуга).
Значительные технологические изменения в существующих товарах, работах, услугах могут производиться с помощью изменения материалов, компонентов и других характеристик, повышающих эффективность. Примером продуктовых инноваций может служить использование в автомобилях светодиодов, которые позволяют значительно сократить количество потребляемой электроэнергии при той же или большей силе освещения. Использование "дышащих", водо-, или грязеотталкивающих тканей в производстве одежды является примером продуктовых инноваций, связанных с использованием новых материалов, повышающих эффективность продукта.
В графе 4 из графы 3 приводятся данные об инновационных товарах, работах, услугах (вновь внедренных или значительно усовершенствованных), которые являются одновременно новыми для рынков сбыта отчитывающейся организации. Это инновационные товары, работы, услуги, которые организация внедрила первой (прежде конкурентов) на своем рынке сбыта. К данной категории может относиться продукция, новая для организации по профилю, уровню сложности или другим характеристикам, и позволяющая организации выйти на новые для себя рынки сбыта.
В графе 5 из графы 3 приводятся данные об инновационных товарах, работах, услугах (вновь внедренных или значительно усовершенствованных), которые являются новыми для мирового рынка. Это принципиально новые товары, работы, услуги, которые впервые внедрены организацией на рынках сбыта как внутри страны, так и за ее пределами.
23. Из строки 104 "Инновационные товары, работы, услуги" по строке 126 по гр. 3 приводится объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, подвергавшихся усовершенствованию в течение последних трех лет. Такие товары, работы, услуги основаны на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности. Примерами новых производственных методов являются запуск нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции. Как правило, это относится к уже выпускаемым в организации товарам, работам, услугам.
Строка 126 по графам 4, 5 не заполняется.
24. Из строки 104 "Инновационные товары, работы, услуги" по строке 127 приводятся данные об инновационных товарах, работах, услугах по государственным и муниципальным контрактам. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (редакция от 30.12.2012).
В связи с утратой силы Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Справка 2. Разработчики технологических инноваций
Справку 2 заполняют все организации вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность в отчетном периоде или нет.
По строке 128 организация проставляет код 1, если она в течение последних трех лет имела завершенные технологические инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке сбыта, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику.
Организация, имевшая в течение последних трех лет завершенные технологические инновации, в строке 129 графах 3 - 6 указывает степень участия собственной или сторонних организаций в их разработке.
В графе 3 по строке 129 организация указывает код 1, если разработку инноваций для нее осуществляли в основном сторонние организации. Под разработкой инноваций в данном случае подразумевается:
- выполнение по контракту исследований и разработок научными организациями, вузами и т.п. при возможном минимальном участии отчитывающейся организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям;
- либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии).
В графе 4 по строке 129 организация указывает код 2, если разработка инновации осуществлялась ею совместно с другими организациями, т.е. в значительной мере, как самой организацией, так и сторонними соисполнителями.
В графе 5 по строке 129 организация указывает код 3, если разработка инновации осуществлялась ею самой путем изменения или модификации товаров, работ, услуг, оригинальная разработка которых осуществлялась другими организациями.
В графе 6 по строке 129 организация указывает код 4, если разработка инноваций осуществлялась в основном ею самой при возможном минимальном участии, преимущественно консультативного характера, отдельных организаций и физических лиц.
В случае если организация за рассматриваемый период имела несколько завершенных инноваций, коды могут указываться в нескольких графах (3, 4, 5, 6) одновременно в зависимости от степени участия организации в разработке той или иной инновации.
Раздел 2. Численность работников предприятия за отчетный год
25. Раздел заполняют все предприятия - субъекты малого предпринимательства, вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность за отчетный год или нет.
26. По строке 201 отражается среднесписочная численность работников (без внешних совместителей).
27. По строке 204 - средняя численность внешних совместителей и работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера.
Средняя численность совместителей исчисляется пропорционально фактически отработанному времени.
Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, исчисляется, исходя из учета этих работников за каждый календарный день, как целых единиц, в течение всего срока действия договора.
Расчет среднесписочной численности и средней численности внешних совместителей и работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, производится в соответствии с методологией, изложенной в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденных приказом Росстата от 31.12.2009 N 335.
28. По строке 203 (из строки 201) учитывается персонал с законченным высшим образованием.
29. По строкам 202 (из строки 201), 205 (из строки 204) указывается персонал, занятый исследованиями и разработками. К ним относятся, в основном, исследователи и техники.
Исследователи <1> - работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют законченное высшее образование.
Техники <1> - работники, участвующие в исследованиях и разработках и выполняющие технические функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т.п.). В эту категорию обычно включаются лица, имеющие среднее профессиональное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания.
<1> Понятия только для целей заполнения формы.
Раздел 3. Патентование объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом
Данный раздел заполняется вне зависимости от того, выполняла организация инновационную деятельность за отчетный период (год) или нет.
В графе 3 указывается общее количество поданных в России и за рубежом заявок на получение патентов (свидетельств о государственной регистрации) на: изобретения (строка 301), полезные модели (строка 302), промышленные образцы (строка 303), программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем (строка 304).
Программа для ЭВМ, согласно ст. 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации, - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумевают также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
База данных, согласно п. 2 ст. 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации, - это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Топология интегральной микросхемы, согласно п. 1 ст. 1448 Гражданского кодекса Российской Федерации, - это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Интегральная микросхема, согласно п. 1 ст. 1448 Гражданского кодекса Российской Федерации, - это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие.
В графе 4 указывается количество действующих патентов (свидетельств), выданных в России и за рубежом. Под действующими следует понимать патенты (свидетельства), имеющие правовую охранную силу на территории государства. К действующим относятся патенты (свидетельства), полученные в отчетном году, а также полученные ранее и не утратившие силу в отчетный период. Не являются действующими патенты, признанные недействительными или досрочно прекращенными <1>. В графе 5 из графы 4 выделяются действующие патенты (свидетельства), полученные в отчетном году; в графе 6 указывается количество поддерживаемых в отчетном году патентов. Поддерживаемые патенты - ранее полученные патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, за которые в отчетном году были уплачены ежегодные патентные пошлины в необходимом объеме. Строка 304 в графе 6 не заполняется.
<1> Определения приводятся в соответствии с параграфами 1 и 6 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей заполнения формы.
По строкам 301 - 303 графа 4 равна сумме гр. 5 + гр. 6.
Арифметический и логический контроль
(в ред. Приказа Росстата от 01.04.2014 N 224)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ |
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" |
ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ |
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ |
в 20__ году |
Наименование отчитывающейся организации ___________________________________ | |||
Почтовый адрес __________________________________________________________ | |||
Код формы по ОКУД | Код | ||
отчитывающейся организации по ОКПО | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
0606022 |
Раздел 1. Профессиональное обучение работников в отчетном году
Код по ОКЕИ: человек - 792
Код по ОКЕИ: человек - 792
Из строки 01, графы 1:
женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 19 ____________
женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет 20 ____________
работники, прошедшие подготовку в объеме до 72 часов (кроме показанных по строке 09) 21 ____________
Раздел 2. Прием и выбытие граждан Республики Беларусь, работавших в организации
Код по ОКЕИ: человек - 792
Указания
по заполнению формы федерального статистического наблюдения (в ред. Приказа Росстата от 01.04.2014 N 224)
1. Форму N 1 кадры заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального страхования; деятельности: религиозных организаций, домашних хозяйств, экстерриториальных организаций).
2. Сведения по форме N 1 кадры предоставляются юридическими лицами по месту их нахождения в территориальные органы Росстата. При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется отдельно по юридическому лицу без этих обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению. Заполненная форма предоставляется юридическим лицом в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений), по обособленным подразделениям - по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляют деятельность по юридическому адресу, форма предоставляется по месту осуществления ими фактической деятельности.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
3. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес. Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.
В кодовой части формы юридическое лицо проставляет код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата. По обособленным подразделениям юридического лица указывается идентификационный номер, который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения обособленного подразделения.
4. В разделе 1 строка 01 заполняется обязательно.
4.1. По строке 01 показывается численность работников списочного состава, которая определяется в соответствии с п. 79 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N N П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утвержденных приказом Росстата от 24.10.2011 N 435, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказами Росстата от 10.10.2012 N 524 и от 20.11.2012 N 611. При этом работник, принятый на работу на неполный рабочий день в соответствии с трудовым договором, учитывается в численности как один человек. Работник, оформленный в организации как внутренний совместитель, тоже учитывается как один человек по основной должности.
В связи с утратой силы приказа Росстата от 24.10.2011 N 435, следует руководствоваться принятым взамен приказом Росстата от 28.10.2013 N 428.
В отчет по строке 01 не включаются работники, принятые на работу по совместительству из других организаций, и работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
4.2. По строке 02 показывается численность работников (физических лиц), прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по разным программам дополнительного профессионального образования; профессионального обучения, то по строке 02 данные о нем отражаются только один раз.
В отчете по форме N 1 кадры по строкам с 02 по 14 отражаются данные о профессиональном обучении работников (по направлению организации или осуществляемом самой организацией) по категориям персонала и программам обучения. Образовательные организации заполняют отчет только на работников, состоящих в штате этих организаций, в том числе обучавшихся в данных организациях. В отчет включаются работники, принятые в отчетном году и представившие в кадровую службу организации соответствующие документы о прохождении обучения по программам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения в отчетном году по прежнему месту работы.
В отчет (по строке 02) не включаются:
работники, обученные за счет собственных средств; работники, получившие дополнительное профессиональное образование или прошедшие профессиональное обучение в течение отчетного года, но уволенные и не состоящие в списочном составе на конец года.
По строке 03 показывается численность работников (физических лиц), прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в объеме не менее 72 часов. Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по разным программам дополнительного профессионального образования; то по строке 03 данные о нем отражаются только один раз.
По строкам с 04 по 08 данные о работнике, который в течение года проходил обучение по нескольким программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) отражаются по каждой программе обучения. Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по одной и той же программе, то по этой программе данные о нем отражаются в строках с 04 по 08 только один раз.
Например: если работник в течение года прошел повышение квалификации 2 раза, профессиональную переподготовку 1 раз, то данные о нем будут отражены по строке 03 один раз, по строке 04 - один раз; по строке 06 - один раз.
Работодатель в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 (с последующими изменениями) и другими соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводит профессиональную переподготовку, повышение квалификации, профессиональное обучение работников, с которыми находится в трудовых отношениях, на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работники организаций любых организационно-правовых форм имеют право на повышение квалификации, профессиональную переподготовку, профессиональное обучение. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работника меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется по программам: повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. По результатам успешного освоения программы повышения квалификации выдается удостоверение о повышении квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. По результатам успешного освоения программы профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке.
По строке 09 показывается численность работников (физических лиц), прошедших профессиональное обучение, по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностях служащих, переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих. Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по разным программам профессионального обучения, то по строке 09 данные о нем отражаются только один раз.
В строках с 10 по 14 отражаются данные о профессиональном обучении работников по категориям персонала, возрастным группам и программам. Если работник в течение года проходил обучение по нескольким программам профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих, служащих), то по строкам 10 - 14 данные отражаются по каждой программе обучения. Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по одной и той же программе, то по этой программе данные о нем отражаются в строках с 10 по 14 только один раз.
Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видом трудовой, служебной деятельности, профессий).
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
По результатам профессионального обучения выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающее присвоение разряда или класса, категории.
5. При отнесении работников к соответствующей категории персонала (по графам) необходимо пользоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 и введенным в действие с 01.01.1996. В соответствии с указанным классификатором выделяются профессии рабочих и должности служащих. К категории служащих относятся руководители, специалисты и другие служащие.
К рабочим (графа 5) относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. К рабочим, в частности, относятся продавцы, кассиры торгового зала, контролеры (кроме транспортных и контролеров узла связи, которые относятся к категории других служащих), почтальоны, телефонисты, телеграфисты, операторы ЭВМ, дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа и т.п.
К руководителям (графа 2) относятся работники, занимающие должности руководителей организаций, структурных подразделений (управлений, департаментов, отделов, цехов, участков и др.) и их заместители (директора, начальники и заведующие всех наименований, управляющие, председатели, капитаны, производители работ, главные бухгалтеры, главные инженеры, мастера и т.п.).
К специалистам (графа 3) относятся работники, занятые на работах, как правило, требующих высшего или среднего профессионального образования: инженеры, врачи, преподаватели, экономисты, бухгалтеры, геологи, инспекторы, корректоры, математики, техники, медицинские сестры, механики, нормировщики, программисты, психологи, редакторы, ревизоры и т.п.
Другие служащие (графа 4) - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, интервьюеры, кассиры и контролеры (кроме рабочих), коменданты, копировщики технической документации, младшие воспитатели, медицинские регистраторы и статистики, секретари, смотрители, социальные работники, табельщики, учетчики, чертежники, экспедиторы.
6. По строкам с 15 по 18 ("Кроме того") учитываются работники, получившие базовое начальное, среднее или высшее профессиональное образование (подтверждается документом о соответствующем образовании и (или) квалификации) в образовательных организациях, независимо от того, первое оно или нет.
В отчет по строкам с 15 по 18 не включаются сведения о работниках, самостоятельно (без привлечения средств организации) окончивших в отчетном году образовательные организации, обеспечивающие получение высшего, среднего или начального профессионального образования.
В данном случае при заполнении формы следует руководствоваться Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", согласно которому к основным профессиональным относятся программы:
В связи с утратой силы Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры).
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата.
7. В Справке 1 к разделу 1 по строкам 19, 20 показываются, соответственно, женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. В строке 20 показываются только женщины, продлившие отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В строке 21 Справки 1 показываются работники, прошедшие какое-либо обучение, целевую подготовку в объеме менее 72 часов. К ней относятся: изучение новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, требований безопасности труда, а также вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.
8. В Справке 2 к разделу 1 по строкам с 22 по 25 показываются, соответственно, женщины, инвалиды, обученные по дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения, а также лица, находившиеся под риском увольнения и прошедшие обучение с целью приобретения новых профессиональных навыков для продолжения трудовой деятельности в данной организации, женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, по строкам с 26 по 28 - численность работников, прошедших обучение (из строки 02, графы 1), распределяется по формам обучения: "с отрывом от работы"; "без отрыва от работы" (вечерние группы) и "с частичным отрывом от работы" (до 3-х рабочих дней в неделю).
Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по нескольким программам дополнительного профессионального образования; профессионального обучения, то по строкам 22 - 25 данные о нем отражаются только один раз.
По строкам с 26 по 28 численность работников, в течение года несколько раз проходивших обучение по одной и той же программе, отражается только один раз, по нескольким программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) или профессионального обучения (профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих, переподготовка, повышение квалификации рабочих, служащих), отражается по каждой программе обучения.
9. В Справке 3 к разделу 1 из строки 03 графы 1 отдельно по строке 29 показываются работники, обученные с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
По строкам с 30 по 33 численность работников, показанная по стр. 3, гр. 1, распределяется по объемам почасовой нагрузки пройденного обучения.
При этом в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 72 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 500 часов.
Численность работников, в течение года несколько раз проходивших обучение по одной и той же программе (в одинаковом объеме учебных часов), отражается только один раз. По нескольким программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации), а также по одной программе, но в разном объеме учебных часов, численность отражается по каждой программе обучения.
Например: если работник в течение года прошел повышение квалификации 2 раза в объеме 72 часа и в объеме 300 часов, то данные о нем отражаются по строке 30 и 31 соответственно. Если работник прошел повышение квалификации 2 раза в объеме 72 часа, то данные о нем отражаются только один раз по строке 30.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
10. В разделе 2 приводятся данные о трудовых мигрантах - гражданах Республики Беларусь, работавших в организациях. Для граждан Республики Беларусь для работы в России не требуется получения визы и миграционной карты. Не включаются данные о гражданах Республики Беларусь, работающих в организации:
являющихся работниками юридических лиц (производителей или поставщиков) Республики Беларусь, выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях.
По строкам с 34 по 37 показывается численность граждан Республики Беларусь, работавших, соответственно, на начало года, принятых на работу в отчетном году, уволенных в отчетном году, работавших на конец отчетного периода: в графе 2 - по срочному и бессрочному трудовому договору, в графе 3 - по договору гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг). При этом каждый работник показывается как одна единица, независимо от срока договора (продолжительности осуществления трудовой деятельности).
Если работник, включенный в данные строки 34, заключил в течение года новый договор, то он не должен включаться в данные строки 35. Работник, заключивший более одного договора на протяжении года, включается в данные строки 35 только один раз.
11. Для контроля правильности заполнения формы необходимо учесть подсказ для арифметического контроля по графам и строкам:
Для целей заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах. (в ред. Приказа Росстата от 01.04.2014 N 224)
Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (в ред. Приказа Росстата от 01.04.2014 N 224)