Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 1993 г. N 167
Утверждаю
Заместитель Министра
образования РФ
В.К.БАЦЫН
16 февраля 1993 г. N 27-М
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1992/1993 УЧЕБНОМ ГОДУ
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", введенному в действие с 31.07.92, освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
1. Итоговая аттестация выпускников
1. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.
2. К итоговой аттестации допускаются учащиеся 9 и 11 (12) классов, освоившие образовательную программу не ниже уровня обязательных требований, а также учащиеся 9 класса, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету.
Учащиеся 11 (12) класса, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету, могут быть допущены к итоговой аттестации в порядке исключения.
Учащиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по предмету, допускаются к аттестации по этому предмету.
3. Учащиеся 9 и 11 (12) классов, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам, могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья, в связи с переменой местожительства, участием в международных олимпиадах школьников и других исключительных случаях.
4. При освобождении учащихся от итоговой аттестации по болезни следует руководствоваться Перечнем заболеваний, установленных Приказами Минпроса СССР и Минздрава СССР от 03.08.81 N 120/813 "Об освобождении от переводных и выпускных экзаменов учащихся общеобразовательных школ" и от 05.03.88 N 40/220 "Об утверждении Дополнения к Перечню заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ от переводных и выпускных экзаменов".
5. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность сдать пропущенные экзамены. Письменные работы проводятся по запасным текстам, предоставляемым общеобразовательным учреждениям в порядке, определяемом органами управления образованием республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга (субъектов Федерации).
6. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений проводится комиссиями, состав которых (впредь до создания государственной аттестационной службы, независимой от органов управления образованием) утверждается советом (педагогическим советом) общеобразовательного учреждения.
Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, проводится комиссиями, утвержденными в соответствии с Уставом учреждения. Местные (муниципальные) органы управления образованием осуществляют контроль за итоговой аттестацией выпускников в соответствии с законодательством.
Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной комиссии. Председателем аттестационной комиссии может быть директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно - воспитательной работе или учитель по представлению директора. Лицо, преподающее в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем аттестационной комиссии.
7. Выпускникам 9 класса общеобразовательных учреждений на итоговую аттестацию выносится не менее 4-х предметов, из которых два (русский язык и математика) являются обязательными, остальные - выбираются выпускником.
Проведение письменной итоговой аттестации по изучаемым языкам (родному; русскому; родному и русскому) в 9 классах общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык является языком изучения или обучения, определяется в порядке, устанавливаемом органами управления образованием субъектов Федерации.
На письменной аттестации по русскому и родному языкам в 9 классах общеобразовательных учреждений всех видов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме вспомогательных) на выбор учащегося предлагаются сочинение, изложение с элементами сочинения, диктант.
Письменная аттестация по математике проводится по открытым текстам, опубликованным в "Сборнике для проведения письменного экзамена по математике в девятых классах общеобразовательных школ РСФСР" (М. Просвещение, 1990).
Для устных экзаменов выпускники могут выбрать любые предметы, изучавшиеся в 9 классе, кроме физической культуры.
8. Выпускникам 11 (12) классов общеобразовательных учреждений на итоговую аттестацию выносится не менее 5-ти предметов, из которых два (сочинение и алгебра и начала анализа) являются обязательными, остальные - выбираются выпускником.
В лицеях, гимназиях, колледжах и других общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предмета, кроме экзаменов по обязательным предметам (литературе, алгебре и началам анализа), проводится итоговая аттестация по профильным предметам.
В общеобразовательных учреждениях, работающих с ВУЗами в составе различных учебных комплексов, возможно совмещение итоговой аттестации по программе среднего (полного) общего образования и вступительных экзаменов в ВУЗ. В отдельных случаях по согласованию с органами управления образованием субъектов Федерации в тексте письменной работы по алгебре и началам анализа разрешается заменить задания N N 4, 5 и 6 заданиями соответствующего ВУЗа, а письменную работу по литературе проводить по тексту ВУЗа.
В классах, где изучение математики велось по сокращенной программе, письменная аттестация по этому предмету проводится по текстам Министерства образования РФ. В этих классах разрешается проведение итоговой аттестации и по текстам, составленным учителями математики и согласованным с методическими службами.
Проведение письменной итоговой аттестации по литературе (родной; русской; родной и русской) выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык является языком изучения или обучения, определяется в порядке, устанавливаемом органами управления образованием субъектов Федерации.
Экзамен по алгебре и началам анализа в 11 классе проводится письменно, в 12 классе общеобразовательных учреждений с вечерней (сменной) формой обучения - устно.
Для устного экзамена выпускник 11 (12) класса может выбрать любой предмет, изучавшийся в 10 - 11 (12) классах, кроме физической культуры.
9. Сроки проведения основных письменных экзаменов в 9 и 11 (12) классах общеобразовательных учреждений устанавливаются Министерством образования РФ.
10. Сроки проведения
- аттестационного периода;
- экзаменов по родному языку и родной литературе в общеобразовательных учреждениях, в которых родной язык (нерусский) является языком изучения или обучения;
- письменных экзаменов (повторных, досрочных и т.п.), даты проведения которых не указаны Министерством образования РФ, устанавливаются в порядке, определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
11. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее доводится до сведения учителей, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих).
12. Тексты для проведения основных письменных экзаменов в 9 и 11 (12) классах составляются Министерством образования РФ и высылаются общеобразовательным учреждениям в установленном порядке.
Тексты для проведения письменных экзаменов в иных случаях (повторных, досрочных и т.п.) разрабатываются в порядке, определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
Письменная аттестация по родному (нерусскому) языку выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится по текстам, составленным органами управления образованием республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Тексты для проведения письменной аттестации учащихся 9 классов компенсирующего обучения составляются общеобразовательным учреждением и утверждаются местным (муниципальным) органом управления образованием.
Материал для проведения устных экзаменов составляется общеобразовательным учреждением на основе примерных вопросов по предметам, разработанных Министерством образования РФ.
13. В общеобразовательных учреждениях республик в составе РФ итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе может проводиться как по типовым билетам, так и по билетам, составленным на их основе.
14. Задания практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике и др.) готовятся учителями. Этот материал хранится у директора и заранее учащимся не сообщается.
15. Пакет с текстом письменной аттестационной работы должен быть получен общеобразовательным учреждением не позднее чем за один день до проведения письменной аттестации.
Пакеты с темами сочинений по литературе и русскому языку вскрываются председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии и выпускников непосредственно перед началом аттестации; с текстами изложений, диктантов и набором номеров заданий по математике - за 30 минут (в классах с углубленным изучением математики - за 1 час), с текстами заданий по алгебре и началам анализа - за 1 час до начала аттестации в присутствии членов аттестационной комиссии.
Темы сочинений, названия изложений и диктантов, тексты заданий для письменных работ по математике записываются на доске.
16. При соответствующей организации аттестация может проводиться с использованием радио и телевидения.
17. Письменная аттестация проводится с 9 часов. При необходимости в 9 классе экзамен по русскому языку в форме изложения может проводиться с 9 ч 30 мин., в форме диктанта - с 10 ч.
В 9 классах на сочинение, изложение с элементами сочинения и математику отводится 4 астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики - 5 часов), на изложение - 3 часа, на диктант - 1 час; в 11 (12) классах на сочинение отводится 6 часов, на письменную работу по алгебре и началам анализа (в том числе и в общеобразовательных учреждениях (классах) с углубленным изучением математики) - 5 часов.
В классах, учащиеся которых изучали математику по сокращенной программе и в текущем учебном году аттестуются по текстам, составленным учителями математики, продолжительность экзамена 3 - 4 часа.
18. Выпускникам 11 (12) классов на сочинении, а также выпускникам 9 классов, избравшим для аттестации по русскому языку сочинение на литературную тему, через час после начала работы предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.
Примечание. При проведении итоговой аттестации выпускников вечерних (сменных) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с недостатками зрения и слуха наряду с настоящим Положением следует руководствоваться письмом МП РСФСР от 04.01.82 N 1-М "О проведении экзаменов в специальных вечерних и заочных школах для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих".
19. Проверка письменных аттестационных работ выпускников 9 и 11 (12) классов осуществляется в общеобразовательном учреждении преподавателем данного предмета и членами аттестационной комиссии. Если проверка не окончена, то работы сдаются на хранение директору. При проверке ошибки подчеркиваются.
В работах по русскому языку и литературе указывается отдельно количество ошибок орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и по содержанию. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание, вторая - за грамотность.
На сочинения, оцененные баллами "2" и "5", пишутся рецензии.
20. Выпускники, получившие на основной аттестации неудовлетворительные отметки, допускаются к повторной аттестации.
Форму повторной письменной аттестации по русскому языку (сочинение, изложение с элементами сочинения, диктант) и литературе (сочинение, диктант) устанавливает аттестационная комиссия.
21. Выпускникам 9 и 11 (12) классов предоставляется возможность ознакомиться с итогами проверки своей письменной работы. Организация показа работ выпускникам возлагается на председателя аттестационной комиссии.
В случае несогласия с отметкой, выставленной за письменную работу, выпускник имеет право в трехдневный срок обратиться в конфликтную комиссию местного (муниципального) органа управления образованием.
22. Порядок проведения устной итоговой аттестации по предметам устанавливается местными (муниципальными) органами управления образованием.
23. После проведения аттестации отметки за нее, а также итоговые отметки по предмету заносятся в протокол, который подписывается членами аттестационной комиссии.
В случае разногласий между членами комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.
Если выпускник аттестуется по предмету письменно и устно, то итоговая отметка по нему заносится в протокол, оформленный для письменной аттестации.
24. Аттестационные комиссии при выставлении итоговых отметок руководствуются следующим:
а) итоговая отметка по предмету определяется на основании годовой и аттестационной с учетом отметок промежуточной аттестации в выпускном классе;
б) при неудовлетворительной отметке, полученной выпускником на экзамене, не может быть выведена положительная итоговая отметка;
в) в аттестат о среднем (полном) общем образовании выпускника общеобразовательного учреждения выставляется отметка по русскому языку на основе итоговой отметки за 9 класс и итоговой аттестационной за сочинение в 11 классе;
г) в 12 классе общеобразовательного учреждения с вечерней (сменной) формой обучения итоговая отметка по русскому языку ставится на основе годовой и итоговой аттестационной за сочинение;
д) итоговая отметка по русскому языку в 11 классах общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык является языком изучения или обучения, выводится на основе итоговой отметки за 9 класс с учетом отметок промежуточной аттестации в выпускном классе.
25. Трудовая (начальная профессиональная) подготовка выпускников 11 класса может завершаться по их желанию сдачей квалификационных экзаменов.
Квалификационные экзамены проводятся в сроки, согласованные администрацией общеобразовательного учреждения с руководителями предприятий (организаций), где учащиеся проходили практическое обучение, но не позднее чем за две недели до начала итоговой аттестации.
К квалификационным экзаменам допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретического и практического обучения, предусмотренного соответствующей профессиональной программой, и получившие положительные годовые отметки по всем дисциплинам учебного плана по изучаемой профессии (специальности).
26. Квалификационные экзамены принимают специальные комиссии, создаваемые непосредственно на производстве. В их состав, как правило, входят: главный или старший специалист предприятия (организации) (председатель), мастер производственного обучения, заведующий мастерской. К работе квалификационных комиссий по возможности привлекаются работники профессиональных учебных заведений соответствующего профиля, а также представители общественных организаций.
По ряду профессий (водитель автомобиля, тракторист, комбайнер) прием квалификационных экзаменов осуществляется в соответствии с законодательством специальными комиссиями ГАИ, агропромышленных комплексов и т.д. В этих случаях руководители образовательных учреждений заблаговременно выясняют порядок сдачи квалификационных экзаменов. Прием экзаменов на права водителя автомобиля, тракториста, комбайнера у выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется на общих основаниях.
2. Порядок выпуска учащихся, оформление и выдача документов государственного образца об образовании
27. Выпускники 9 и 11 (12) классов, допущенные к итоговой аттестации и прошедшие ее, получают документ об образовании.
28. Учащимся 9 класса, не освоившим общеобразовательные программы или не прошедшим итоговую аттестацию, не может быть выдан документ об основном общем образовании.
29. Учащимся 11 (12) классов, не освоившим общеобразовательные программы в пределах уровня обязательных требований по двум и более предметам, а также выпускникам, не прошедшим итоговую аттестацию, выдается справка об обучении в общеобразовательном учреждении.
В справке указываются годовые и аттестационные отметки (в том числе и неудовлетворительные) по всем предметам 10 - 11 (12) классов.
30. Лица, получившие справку об обучении, имеют право не ранее чем через год сдавать экзамены в порядке экстерна.
Лица, не сдававшие выпускные экзамены, должны пройти аттестацию не менее чем по 5-ти предметам, среди которых обязательными являются литература, алгебра и начала анализа, а также те предметы, по которым в справке выставлены неудовлетворительные отметки.
Лица, сдававшие выпускные экзамены, должны пройти аттестацию по предметам, по которым в справке выставлены неудовлетворительные отметки.
31. В соответствии с решением совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения выпускникам, окончившим девятый класс, выдается аттестат об основном общем образовании (свидетельство о неполном среднем образовании), окончившим 11 (12) класс - аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Документы об образовании выпускники получают в общеобразовательном учреждении, где обучались, в том числе и выпускники, находившиеся в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия. При оформлении документов об образовании таких учащихся учитываются отметки, полученные ими в общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении.
32. Выпускникам 11 (12) класса, овладевшим определенной профессией и сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
33. Выпускникам, освобожденным от итоговой аттестации в соответствии с п. 3 настоящего Положения, выдается документ об образовании на основании годовых отметок.
34. В аттестат об основном общем образовании (свидетельство о неполном среднем образовании) вносятся итоговые отметки по всем предметам, которые изучались в классах второй ступени образования.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании вносятся итоговые отметки по предметам, которые изучались в 10 - 11 (12) классах, и отметка по русскому языку в соответствии с подпунктами "в" и "г" п. 23 настоящего Положения.
35. Выпускникам, изучавшим факультативные курсы, в документе об образовании делается соответствующая запись.
36. В документе об образовании отметка по каждому предмету проставляется цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).
С неудовлетворительными отметками и записью "прослушал" документ об образовании не выдается.
37. Выпускникам 9 класса, не аттестованным по изобразительному искусству, музыке, физической культуре, иностранному языку по не зависящим от них причинам, в аттестате об основном общем образовании (свидетельстве о неполном среднем образовании) делается запись "не изучалось (-лся, -ась)", освобожденным по состоянию здоровья от занятий по физической культуре и трудовому обучению - "освобожден (-а)".
38. Документы об образовании заполняются черными чернилами, тушью или пастой, подписываются директором общеобразовательного учреждения, его заместителем по учебно - воспитательной работе и учителями (не менее 2-х). Документ заверяется печатью общеобразовательного учреждения. Наименование общеобразовательного учреждения записывается в точном соответствии с его печатью. Оттиск печати должен быть ясным, четким, легко читаемым. Подчистки, исправления и незаполненные графы в документах об образовании не допускаются. Фамилия, имя, отчество, год и месяц рождения выпускника записываются полностью и в точном соответствии с записями в паспорте, а выпускника, не имеющего паспорта, - в соответствии с записями в свидетельстве о рождении. Наименование, номер, местонахождение общеобразовательного учреждения, выдавшего документ, записываются полностью.
Выпускникам классов (групп), организованных для молодежи и взрослых в дневных общеобразовательных учреждениях, в документе об образовании после наименования общеобразовательного учреждения делается запись "Класс (группа) вечернего (заочного) обучения".
Документы об образовании могут быть заполнены с помощью печатающих устройств.
3. Награждение отличившихся выпускников
39. Выпускникам 9 класса, имеющим годовые и итоговые отметки "5" по всем предметам, выдается аттестат об основном общем образовании (свидетельство о неполном среднем образовании) с отличием.
Выпускникам 9 класса, освобожденным по состоянию здоровья от итоговой аттестации, от занятий по физической культуре и трудовому обучению, а также не изучавшим иностранный язык по не зависящим от них причинам, может быть выдан документ об образовании с отличием.
Выпускникам 9 класса, отнесенным по состоянию здоровья к специальной группе и имеющим по физической культуре годовые отметки "зачтено", может быть выдан документ об образовании с отличием.
40. Выпускники 11 (12) класса общеобразовательных учреждений, имеющие полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки "5" по всем предметам, изучавшимся в 10 - 11 (12) классах, и получившие на итоговой аттестации по всем предметам отметку "5", награждаются золотой медалью.
Выпускники 11 (12) класса общеобразовательных учреждений, имеющие за время обучения в 10 - 11 (12) классах полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки "5" и не более чем по двум предметам отметку "4", получившие на итоговой аттестации отметки "5" и не более чем по одному предмету отметку "4", награждаются серебряной медалью.
41. Выпускники 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, имеющие по ним годовые, аттестационные и итоговые отметки "5", при положительных отметках по остальным предметам награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".
При награждении похвальной грамотой учитывается проявление выпускником интереса к избранным предметам: его участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, успешное изучение факультативного курса, работа в предметных кружках и т.п. В похвальной грамоте перечисляются предметы, по которым выпускник обнаружил особые успехи. Решение о награждении выпускника похвальной грамотой принимается педагогическим советом общеобразовательного учреждения.
Выпускникам, награжденным похвальной грамотой, выдаются аттестаты о среднем (полном) общем образовании обычного образца.
42. Награждение выпускников золотыми и серебряными медалями производится в порядке, определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
43. Вся документация по итоговой аттестации и материалы, по которым она проводилась, хранятся в порядке, определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
44. Выпускники 11 (12) класса, освобожденные от итоговой аттестации, медалями не награждаются, за исключением:
- выпускников, освобожденных по состоянию здоровья от занятий по физической культуре, трудовому обучению, основам безопасности жизнедеятельности и не изучавших иностранный язык по не зависящим от них причинам;
- выпускников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной группе и имеющих по физической культуре годовые отметки "зачтено"
- выпускников, имеющих соответствующие отметки и освобожденных от итоговой аттестации в связи с участием в летних учебных сборах кандидатов в команды России на международные олимпиады школьников;
- выпускников, имеющих соответствующие отметки и освобожденных от итоговой аттестации по состоянию здоровья в связи с хроническими заболеваниями.
45. Документы о награждении медалями выпускников, освобожденных от итоговой аттестации согласно п. 44 настоящего Положения, общеобразовательные учреждения представляют в соответствующие органы управления образованием не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода в общеобразовательных учреждениях.
46. При решении советом (педагогическим советом) общеобразовательного учреждения вопроса о представлении выпускника к награждению медалью не разрешается пересматривать полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки, полученные им в 10 - 11 (12) классах.
47. Выпускникам 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений по их просьбе, а также по просьбе родителей (лиц, их заменяющих) выдаются рекомендации для продолжения образования в соответствии с интересами и способностями выпускника.
48. Считать утратившей силу Инструкцию об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации в 1991/92 учебном году (письмо Минпроса РСФСР от 02.12.91 N 433/15).