ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 21 февраля 2013 г. N 70
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Приказов Росстата от 14.11.2013 N 449, от 30.01.2014 N 56)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2710; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; 2012, N 5, ст. 607; N 26, ст. 3520), приказываю:
утвердить прилагаемые:
- методику расчета показателя "Прирост инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году" (приложение N 1);
- временную методику расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году" (приложение N 2);
- методику расчета показателя "Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, в процентах" (приложение N 3);
- методику расчета показателя "Общая численность безработных, в процентах к экономически активному населению" (приложение N 4);
- методику расчета показателя "Темп прироста реальной среднемесячной заработной платы, в процентах к предыдущему году с учетом индекса потребительских цен" (приложение N 5);
- методику расчета показателя "Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе, в процентах" (приложение N 6);
- методику расчета показателей "Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, в процентах" и "Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год, в процентах" (приложение N 7);
- методику расчета показателей "Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, в процентах к предыдущему году, в постоянных ценах" и "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в процентах к предыдущему году" (приложение N 8);
- методику расчета показателя "Стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства, в процентах к предыдущему году" (приложение N 9);
- методику расчета показателя "Коэффициент обновления основных фондов, в процентах" (приложение N 10).
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. - Утратило силу (в ред. Приказа Росстата от 30.01.2014 N 56)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. - Утратило силу. (в ред. Приказ Росстата от 14.11.2013 N 449)
Приложение N 3
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ, В ОБЩЕМ КОЛИЧЕСТВЕ ОБСЛЕДОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ПРОЦЕНТАХ"
1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций - основной показатель инновационной деятельности, характеризующий уровень активности организаций в осуществлении технологических инноваций, т.е. разработке и внедрении новых или усовершенствованных товаров, работ, услуг, технологических процессов или способов производства (передачи) услуг и иных видов инновационной деятельности, в течение определенного периода времени.
Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Технологическими инновациями могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других организаций.
К организациям, осуществляющим технологические инновации, относятся организации, имевшие в отчетном периоде затраты на технологические инновации. Также к организациям, осуществлявшим технологические инновации, относятся организации, введенные в эксплуатацию в отчетном году.
В организациях сферы услуг технологической инновацией считается услуга, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.
3. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций (в процентах) рассчитывается:
- число организаций (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществлявших технологические инновации (единиц);
- число обследованных организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) (единиц).
Источником официальной статистической информации для расчета показателя "Число организаций, осуществляющих технологические инновации", являются итоги федерального статистического наблюдения по форме N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" (годовая), полученных статистическими органами от крупных и средних организаций (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющих экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)) в сфере: добычи полезных ископаемых (Раздел C), обрабатывающих производств (Раздел D), производства и распределения газа и воды (Раздел E) (за исключением торговли электроэнергией (код 40.13.2); торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям (код 40.22.2)), связи (код 64), деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий (код 72), научных исследований и разработок (код 73), предоставления прочих видов услуг (код 74).
Обследование инновационной деятельности в России разработано с учетом единой программы европейского обследования инноваций (Community Innovation Survey - CIS). Методология сбора и обработки данных строилась в соответствии с рекомендациями ведущих международных организаций - Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Евростата по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Получаемые показатели гармонизированы с международными стандартами и могут быть использованы для сравнительных исследований.
Для расчета показателя "Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций" используются итоги статистического наблюдения за год, предшествующий отчетному.
Приложение N 4
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, В ПРОЦЕНТАХ К ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОМУ НАСЕЛЕНИЮ"
1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Общая численность безработных, в процентах к экономически активному населению (уровень безработицы) - отношение численности безработных по определению МОТ в возрасте 15 - 72 лет к численности экономически активного населения (занятых и безработных) соответствующего возраста, в процентах.
где R_U - уровень безработицы, %
U - численность безработных, в среднем за год
EAP - численность экономически активного населения, в среднем за год.
3. Численность безработных по методологии МОТ - число лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
не имели работы (доходного занятия);
занимались поиском работы - обращались в государственную или коммерческую службы занятости, обращались в СМИ или интернет, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.
При классификации населения по экономической активности используются понятия и определения, соответствующие рекомендациям Международной организации труда (МОТ), резолюциям Международных конференций статистиков труда.
4. Источником информации о численности экономически активного населения и безработных являются данные ежемесячных выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых статистическими органами Российской Федерации, с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста. Единицами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте 15 - 72 года - члены этих хозяйств.
В качестве показателей точности статистического оценивания (т.е. количественной меры возможного отклонения оценки от действительного значения параметра) результатов выборочных обследований населения по проблемам занятости используется показатель коэффициент вариации (относительная стандартная ошибка выборки) - по России по показателю "уровень безработицы в среднем за год" он составляет 0,54%, по субъектам Российской Федерации - от 2,06% до 9,02% в зависимости от численности безработных в субъекте.
В период одного месячного обследования опрашивается более 69 тыс. человек в возрасте от 15 до 72 лет (0,06% от численности населения этого возраста). По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом общей численности населения и относительной вариации по показателю "уровень безработицы".
Выборка формируется на основе первичного информационного массива Всероссийской переписи населения, содержащего сведения о постоянном населении, т.е. населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта.
Приложение N 5
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ТЕМП ПРИРОСТА РЕАЛЬНОЙ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ С УЧЕТОМ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН"
1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Реальная среднемесячная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном году в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с предыдущим годом.
3. Темп прироста реальной среднемесячной заработной платы в процентах к предыдущему году (TPR) рассчитывается по следующей формуле:
где - индекс реальной начисленной заработной платы в процентах к предыдущему году в i-том субъекте Российской Федерации.
Индекс реальной начисленной заработной платы (TRi) определяется по формуле:
где - индекс номинальной начисленной заработной платы, как отношение среднемесячной номинальной заработной платы в отчетном году к среднемесячной номинальной заработной плате в году, предшествующем отчетному, в i-том субъекте Российской Федерации, в процентах;
- индекс потребительских цен (за тот же год, что и индекс номинальной начисленной заработной платы) в i-том субъекте Российской Федерации, в процентах.
4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по России (субъекту Российской Федерации) формируется на основании сведений, полученных статистическими органами от крупных, средних организаций и малых предприятий всех видов экономической деятельности и форм собственности. Рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников за год на среднесписочную численность работников и на 12 месяцев.
В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах отчетного года к его стоимости в ценах предыдущего года.
Индекс потребительских цен разрабатывается на основе данных выборочного наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и услуги. Регистрация цен осуществляется 21 - 25 числа каждого месяца в организациях торговли и сферы услуг городов, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами. В число этих городов входят центры субъектов Российской Федерации и, выборочно, районные центры, отобранные с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Расчет индекса потребительских цен осуществляется в соответствии с Методологическими положениями по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденными постановлением Росстата от 30.12.2005 N 110, с изменениями от 28.08.2012 N 467.
Для исчисления темпа прироста реальной среднемесячной заработной платы используется индекс потребительских цен в субъекте Российской Федерации за период январь - декабрь отчетного года к соответствующему периоду предыдущего года.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЧИСЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ В РЕГИОНЕ, В ПРОЦЕНТАХ"
1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников определяется по формуле:
- удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников;
ВКР - численность высококвалифицированных работников;
КР - численность квалифицированных работников.
3. К квалифицированным работникам относятся работники, включенные в первые 8 групп занятий Общероссийского классификатора занятий (ОК 010-93, принят Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 298):
1. Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.
2. Специалисты высшего уровня квалификации.
3. Специалисты среднего уровня квалификации.
4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.
5. Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.
6. Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства (за исключением занятых в собственных домашних хозяйствах по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, предназначенной для продажи или обмена).
7. Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр.
8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики.
Группа 9 "неквалифицированные работники" в расчете численности квалифицированных работников не участвует.
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) согласован с Международной стандартной классификацией профессий (ISCO-1988) и построен по принципу расположения групп занятий по уровню квалификации - от наибольшего к наименьшему.
4. К высококвалифицированным работникам из 1-й, 2-й и 3-й групп ОКЗ относятся работники, которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее профессиональное образование.
Группы ОКЗ 4, 5, 6, 8 не содержат работ и занятий, выполнение которых требует высшего профессионального образования. Поэтому работники, входящие в состав этих групп, в численность высококвалифицированных работников не отбираются.
К высококвалифицированным работникам из 7-й группы ОКЗ относятся работники, которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее или среднее профессиональное образование.
5. Источник информации для исчисления показателя.
Данные о численности занятого населения с распределением по группам занятий ОКЗ формируются на основе ежемесячных выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых статистическими органами Российской Федерации, с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста. Единицами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте 15 - 72 года - члены этих хозяйств.
Для расчета данных о численности квалифицированных и высококвалифицированных работников используются ответы респондентов на вопросы:
- об уровне образования;
- о профессии, занимаемой должности на основной работе;
- о соответствии выполняемой работы и специальности (профессии), полученной в образовательном учреждении.
6. Алгоритм расчета высококвалифицированных работников
6.1. В численность высококвалифицированных работников из 1-й группы занятий "руководители всех уровней" и 2-й группы "специалисты высшего уровня квалификации" включаются все работники, имеющие высшее профессиональное или послевузовское образование.
Лица, не имеющие высшего профессионального или послевузовского образования, в численность высококвалифицированных работников не включаются.
6.2. В численность высококвалифицированных работников из 3 группы занятий "специалисты среднего уровня квалификации" включаются работники, занятые на должностях и работах, требующих высшего профессионального образования.
Из всех занятых данной группы, имеющих высшее профессиональное образование, отбираются лица, работающие по специальностям (профессиям), требующим этого уровня образования, т.е. которые ответили, что выполняемая работа соответствует полученному образованию.
6.3. Из 7 группы занятий "квалифицированные работники промышленных предприятий, строительства, транспорта, геологии и разведки недр" к высококвалифицированным работникам относятся работники, занятые по профессиям, требующим высшего или среднего профессионального образования.
Из всех занятых данной группы, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, отбираются лица, работающие по специальностям (профессиям), требующим этого уровня образования, т.е. которые ответили, что выполняемая работа соответствует полученному образованию.
Приложение N 7
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ДОЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ОПРОШЕННЫХ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ УЛУЧШИЛОСЬ ЗА ИСТЕКШИЙ ГОД" И "ДОЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ОПРОШЕННЫХ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО АНТИКОНКУРЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТАЛО МЕНЬШЕ ЗА ИСТЕКШИЙ ГОД"
Настоящая Методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Расчет показателей осуществляется на основе данных обследований деловой активности предприятий в отдельных видах экономической деятельности.
1. Показатель "Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год"
Для расчета используется информация о количестве респондентов при оценке состояния конкурентной среды за истекший год, ответивших, что за отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось.
Расчет производится по формуле:
- доля хозяйствующих субъектов, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, в общем числе опрошенных, в процентах;
- количество респондентов (кроме малых предприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды за истекший год вариант ответа "За отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось" (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- количество респондентов - малых предприятий (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды за истекший год вариант ответа "За отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось" (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды за истекший год вариант ответа "За отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось" (строительные организации);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом состояние конкурентной среды улучшилось (организации оптовой торговли);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом состояние конкурентной среды улучшилось (организации розничной торговли);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом состояние конкурентной среды улучшилось (организации сферы услуг);
- общее количество респондентов предприятий (кроме малых предприятий), принявших участие в обследовании (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- общее количество респондентов - малых предприятий (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (строительные организации);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (организации оптовой торговли);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (организации розничной торговли);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (организации сферы услуг).
Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При отсутствии конкуренции один или более хозяйствующих субъектов имеют возможность воздействовать на обращения товаров, работ, услуг:
воздействовать на уровень и динамику цен;
создавать условия доступа (препятствия доступу) на рынок других хозяйствующих субъектов;
определять условия обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товаров, работ, услуг;
разделять, вместе с другими хозяйствующими субъектами, рынок по территориальному принципу, по объему продаж и покупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей;
устанавливать условия членства (участия) в профессиональных и иных объединениях (ассоциациях производителей).
2. Показатель "Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год"
Для расчета используется информация о количестве респондентов, при оценке состояния конкурентной среды ответивших, что за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше.
Расчет производится по формуле:
- доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год, в процентах;
- количество респондентов (кроме малых предприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды за истекший год вариант ответа "За отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше" (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- количество респондентов - малых предприятий (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды за истекший год вариант ответа "За отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше" (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше (строительные организации);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше (организации оптовой торговли);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше (организации розничной торговли);
- количество респондентов (кроме микропредприятий), отметивших при оценке состояния конкурентной среды, что за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше (организации сферы услуг);
- общее количество респондентов (кроме малых предприятий), принявших участие в обследовании (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- общее количество респондентов - малых предприятий (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (строительные организации);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (организации оптовой торговли);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (организации розничной торговли);
- общее количество респондентов (кроме микропредприятий), принявших участие в обследовании (организации сферы услуг).
Под антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления понимается принятие нормативных правовых актов, проведение различных мероприятий, которые имеют своей целью недопущение, ограничение и устранение конкуренции.
К антиконкурентным действиям, которые могут осуществлять органы власти, относятся:
введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, запрет на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;
необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
запрет на свободное перемещение товаров из одного региона (района) в другой;
ограничение каким-либо иным образом прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, работ, услуг;
указание хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров (работ, услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров;
введение ограничений для покупателей товаров (работ, услуг) по выбору хозяйствующих субъектов, которые их производят (выполняют, предоставляют).
3. Источники информации для расчета показателей
Источником информации для формирования показателей служат данные опроса руководителей добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительных организаций, организаций оптовой и розничной торговли, сферы услуг по формам федерального статистического наблюдения:
N 1-ДАП "Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды" (юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства);
N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды" (кроме микропредприятий);
N ДАС "Обследование деловой активности строительной организации" (юридические лица - строительные организации, кроме микропредприятий);
N 1-конъюнктура (опт) "Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле" (без микропредприятий);
N 1-конъюнктура "Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле" (без микропредприятий);
N 1-ДА (услуги) "Обследование деловой активности в сфере услуг" (без микропредприятий).
Обследование деловой активности осуществляется путем проведения выборочного статистического наблюдения на основе представительной (репрезентативной) стратифицированной выборки. Обследованию подлежат юридические лица.
Росстат осуществляет мониторинг деловой активности свыше 4 тысяч крупных и средних предприятий и свыше 2 тысяч малых предприятий по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", в строительстве - около 7 тысяч организаций, в торговле - 4 тысячи организаций розничной торговли и около 3 тысяч организаций оптовой торговли, в сфере услуг - свыше 5,6 тысяч организаций. Микропредприятия в обследовании не участвуют.
Расчет показателей осуществляется в целом по Российской Федерации ежегодно.
Приложение N 8
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ПРИРОСТ ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯМИ, И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ, В СОПОСТАВИМЫХ ЦЕНАХ" И "ПРИРОСТ КОЛИЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ"
Настоящая Методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
1. Показатель "Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в процентах к предыдущему году, в постоянных ценах"
Расчет показателя производится в соответствии с Методикой определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р.
Этот показатель рассчитывается на основании показателя, характеризующего оборот (выручку) малых предприятий (включая микропредприятия) и выручку индивидуальных предпринимателей (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ и услуг по субъектам Российской Федерации (в процентах к предыдущему году), и скорректирован на индекс потребительских цен субъекта Российской Федерации.
Алгоритм формирования показателя следующий:
- прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, в процентах к предыдущему году;
- оборот (выручка) малых предприятий, включая микропредприятия, и индивидуальных предпринимателей за отчетный год, тыс. рублей;
- оборот (выручка) малых предприятий, включая микропредприятия, и индивидуальных предпринимателей за предыдущий год, тыс. рублей;
- индекс потребительских цен, процентов за отчетный год.
Оборот (выручка) малых предприятий, включая микропредприятия, и индивидуальных предпринимателей за отчетный год определяется суммированием данных о размере оборота малых предприятий за отчетный год, оборота микропредприятий и выручки индивидуальных предпринимателей за год, предшествующий отчетному ().
Аналогично рассчитывается оборот (выручка) малых предприятий, включая микропредприятия, и индивидуальных предпринимателей за предыдущий год ().
Источники информации для расчета показателя
Формирование показателя осуществляется на основании следующих информационных ресурсов:
форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия",
форма N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность);
форма N МП (микро)-сх "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность");
форма N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность);
форма N 1-ИП-сх "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность");
индекс потребительских цен (расчет по методике Росстата).
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет соотношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах отчетного года к его стоимости в ценах предыдущего года.
2. Показатель "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в процентах к предыдущему году"
При формировании данных по показателю "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в процентах к предыдущему году" используется информация форм федеральных статистических наблюдений о количестве средних, малых предприятий (включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей по всем видам экономической деятельности за отчетный и предыдущий годы.
Показатель определяется процентным отношением количества средних, малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за отчетный и предшествующий годы, минус 100%.
Расчет показателя осуществляется по следующей формуле:
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в процентах к предыдущему году;
- количество средних, малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за отчетный год, единиц;
- количество средних, малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за год, предшествующий отчетному, единиц.
Количество средних, малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за отчетный год определяется суммированием данных о количестве средних и малых предприятий за отчетный год, количестве микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за год, предшествующий отчетному ().
Аналогично рассчитывается количество средних, малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за предыдущий год ().
Источники информации для расчета показателя
Источником информации для формирования показателей служат данные выборочных наблюдений за деятельностью малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, а также сплошного наблюдения за деятельностью средних предприятий:
форма N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (в части средних предприятий);
форма N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации";
форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
форма N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность);
форма N МП (микро)-сх "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность";
форма N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность);
форма N 1-ИП-сх "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность".
Формирование показателей, характеризующих деятельность малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основе представительной (репрезентативной) выборки, на уровне субъекта Российской Федерации. Выборочная совокупность указанных категорий субъектов малого предпринимательства создается на основе многомерного расслоенного случайного отбора. Распространенные сводные итоги формируются на региональном и федеральном уровнях по малым предприятиям (без микропредприятий), по микропредприятиям, по индивидуальным предпринимателям.
Порядок осуществления выборочных обследований установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства".
Формирование показателей осуществляется по субъектам Российской Федерации ежегодно.
Приложение N 9
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СТОИМОСТЬ УСЛУГ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ОБЪЕКТАМ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ"
Настоящая методика определяет порядок расчета данных по показателю "Стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства, в процентах к предыдущему году", утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р, для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года).
Стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства, в процентах к предыдущему году - относительный показатель, характеризующий темп роста (снижения) стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства отчетного года к предыдущему, рассчитываемый по формуле:
Т - темп роста (снижения) стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства, в процентах;
- стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства отчетного года, рублей;
- стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства предыдущего года, рублей.
Источником для формирования данных о стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства является отчетность по форме федерального статистического наблюдения N 23-Н "Сведения о производстве и распределении электрической энергии", утвержденной приказом Росстата от 1 октября 2012 г. N 509, которая распространяется на юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) - энергетические компании, включая предприятия и организации, имеющие в собственности или управлении объекты генерации электрической энергии, ОГК (оптовые генерирующие компании), ТГК (территориальные генерирующие компании), сетевые компании, организация по управлению комплексом электрических сетей, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, энергосбытовые и энергоснабжающие компании (далее - респонденты).
В связи с утратой силы формы N 23-Н, утвержденной Приказом Росстата от 01.10.2012 N 509, следует руководствоваться принятой взамен формой N 23-Н, утвержденной Приказом Росстата от 21.08.2017 N 541.
Формирование показателя "Стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства" на региональном уровне осуществляется путем прямого свода данных вышеназванных организаций, приведенных ими в графе 13 раздела 5 отчетности по форме N 23-Н по соответствующим категориям мощностей по строкам 137 и 138 (до 15 кВт; от 16 до 150 кВт) и их суммированием.
Заполнение респондентами сведений о стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства осуществляется на основании заключенных ими договоров с сетевыми организациями в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Сетевая организация - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых она оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
Приложение N 10
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Росстата
от 21.02.2013 N 70
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "КОЭФФИЦИЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ"
1. Настоящая Методика подготовлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р.
Она предназначена для расчета коэффициента обновления основных фондов, включенного в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Основными фондами (основным капиталом) принято считать произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для предоставления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
К основным фондам относятся здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, производственный и хозяйственный инвентарь, нематериальные основные фонды (объекты, относящиеся к "интеллектуальной собственности" и продуктам интеллектуальной деятельности), другие виды основных фондов.
3. Коэффициент обновления основных фондов - это отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года, в процентах, оно отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме.
4. Коэффициент обновления определяется на основе сводных данных форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Форма федерального статистического наблюдения N 11 содержит данные об основных фондах коммерческих организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, а форма N 11 (краткая) - об основных фондах некоммерческих организаций.
Действующие в настоящее время формы утверждены приказом Росстата от 24 июля 2012 г. N 406.
В связи с утратой силы Приказа Росстата от 24.07.2012 N 406, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Росстата от 26.06.2017 N 428.
В этих формах ввод основных фондов учитывается по стоимости их приобретения, в текущих ценах, а их наличие - по полной (без вычета износа) учетной стоимости, т.е. по первоначальной стоимости, измененной в результате достройки, модернизации, дооборудования, реконструкции и в ходе проведенных переоценок.
Переоценки могут осуществляться в целях пересчета стоимости основных фондов в современные цены. В 1992 - 1997 гг., в условиях высоких темпов инфляции, они проводились регулярно, как правило, в обязательном порядке; обязательные переоценки основных фондов бюджетных учреждений проводились по состоянию на 1 января 2003 г. и 1 января 2007 г.
В последние годы переоценки проводятся в добровольном порядке. В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету коммерческие организации имеют право переоценивать основные фонды по текущей (восстановительной) стоимости, а нематериальные активы (к которым относятся, в частности, нематериальные основные фонды) - по текущей рыночной стоимости.
Полная восстановительная стоимость основных фондов - это полная стоимость затрат на замену имеющихся основных фондов аналогичными им новыми объектами, определенных по ценам и тарифам, существующим на дату переоценки.
Под текущей рыночной стоимостью нематериальных основных фондов понимается наиболее вероятная цена их реализации на открытом конкурентном рынке.
При отсутствии в настоящее время обязательных или массовых переоценок основных фондов наличие основных фондов отражается в учете в смешанных ценах различных лет - объекты, проходившие переоценку, учтены в ценах, существовавших на момент последней проведенной переоценки, а не проходившие переоценок, - в ценах приобретения.
В целях анализа динамики коэффициентов обновления без учета влияния изменения цен в статистике применяется их макроэкономический пересчет в сопоставимые цены.
5. Для обеспечения оперативности применения коэффициентов обновления в целях, обусловленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р, при его расчетах не учитываются досчеты Росстата на основные фонды субъектов малого предпринимательства и домашних хозяйств и пересчет коэффициентов обновления в сопоставимые цены.
6. Для исчисления коэффициента обновления основных фондов применяется следующая формула:
где В - это показатель ввода в действие новых основных фондов, который определяется как сумма сводных данных по субъекту Российской Федерации из формы N 11 по строке 01 "Всего основных фондов", графе 4 "Увеличение полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год за счет создания новой стоимости (ввода в действие новых объектов основных фондов, модернизации, реконструкции)", и аналогичных сводных данных формы N 11 (краткая), содержащихся в строке 01, графе 3;
- это показатель наличия основных фондов на конец года, который определяется как сумма сводных данных по субъекту Российской Федерации из формы N 11 по строке 01 "Всего основных фондов", графе 9 "Наличие на конец года по полной учетной стоимости с учетом переоценки, осуществленной на конец отчетного года", уменьшенных на данные графы 3 "Изменение полной учетной стоимости за счет переоценки, осуществленной на конец отчетного года" по той же строке, и сводных данных по субъекту Российской Федерации из формы N 11 (краткая) по строке 01 "Всего основных фондов", графе 8 "Наличие на конец года по полной учетной стоимости".
Коэффициент обновления основных фондов рассчитывается в процентах с точностью до одного десятичного знака после запятой.