Зарегистрировано в Минюсте России 6 ноября 1992 г. N 81
КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 57
МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 82
МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 217
ПРИКАЗ
от 29 сентября 1992 года
О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОРЯДКА РАБОТЫ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ, ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Во исполнение п. 18 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.92 N 594 приказываем:
1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о порядке работы органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по привлечению должностных лиц, граждан и юридических лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, к административной ответственности.
2. Управлению государственного контроля за использованием и охраной земель и государственной землеустроительной экспертизы Роскомзема, Управлению охраны почв и земельных ресурсов Минэкологии России, Управлению госсанэпиднадзора Госкомсанэпиднадзора России, Инспекции Госархстройнадзора России Минстроя России, территориальным органам Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России принять настоящие Разъяснения к руководству и использованию в практической работе.
Заместитель Комитета по земельной
реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации
Н.В.КОМОВ
Министр экологии и природных
ресурсов Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Министр архитектуры, строительства
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
ФУРМАНОВ
Заместитель Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ
Утверждены
совместным приказом
Комитета по земельной реформе и
земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации
Министерства экологии и природных
ресурсов Российской Федерации
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации
Министерства архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ, ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Разъяснения разработаны во исполнение п. 18 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.92 N 594.
1.2. В соответствии с указанным Положением дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями территориальных органов Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России в соответствии с их компетенцией, определенной пунктами 12, 13, 14, 15 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Территориальные органы Госкомсанэпиднадзора России своих комиссий не создают и привлекают должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47. В случае выявления нарушений земельного законодательства территориальные органы Госкомсанэпиднадзора России передают материалы на рассмотрение в комиссии органов Роскомзема или Минэкологии России, в состав которых включаются представители органов Госкомсанэпиднадзора России.
1.3. Персональный состав комиссии, создаваемой при каждом территориальном органе Роскомзема, Минэкологии России, Госархстройнадзора России, утверждается приказом этих территориальных органов, либо приказом вышестоящего органа (республиканского, краевого, областного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии.
В городах и других поселениях, где не созданы местные органы архитектурно-строительного надзора, их функции выполняют соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
1.4. В состав комиссии назначаются должностные лица территориальных органов Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.
1.5. Если численность какого-либо районного или городского территориального органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель не позволяет создать самостоятельную комиссию, совместным приказом нескольких районных и городских органов по контролю или приказом вышестоящего органа создается межрайонная комиссия.
1.6. Совместным приказом территориальных органов Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России может быть вместо отдельных комиссий этих органов создана одна совместная комиссия в составе представителей всех названных органов. Председатель, секретарь и члены этой комиссии утверждаются совместным приказом этих территориальных органов.
Названные органы осуществляют контроль за использованием и охраной земель во взаимодействии с Советами народных депутатов и администрацией в соответствии с законодательством.
2. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства
2.1. При выявлении нерационально используемых земельных участков, при использовании их не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, должностное лицо органа, осуществляющего государственных контроль за использованием и охраной земель в соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РСФСР выносит предупреждение с установлением трехмесячного срока для их устранения, о чем составляется соответствующий документ. (Приложение N 1).
Данный документ составляется в двух экземплярах, из которых 1 экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 2-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего указание.
2.2. В случае неустранения нарушений в установленный срок должностное лицо составляет Протокол о нарушении земельного законодательства. (Приложение N 2)
При выявлении других видов нарушений, указанных в ст. 125 Земельного кодекса РСФСР и Указе Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 323, Протокол может быть составлен и без вынесения Указания.
Согласно ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего Протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснение нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим и должностным лицом, гражданином или представителем юридического лица, совершившего правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания Протокола в нем делается запись об этом.
Если нарушителем является юридического лицо, то в протоколе вместо сведений о личности нарушителя указываются юридический адрес, банковские реквизиты, телефон, телефакс, Ф.И.О. представителя юридического лица.
Представителем юридического лица является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности (согласно ст. 64-70 гражданского кодекса РСФСР) предоставлено право представлять интересы юридического лица.
2.3. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к Протоколу замечания по содержанию Протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении Протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка о Протоколе.
2.4. Протокол о нарушении земельного законодательства составляется в трех экземплярах, из которых 1 экземпляр в трехдневный срок направляется в комиссию органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, 2-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 3-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего протокол.
2.5. Если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции нескольких органов, то дело рассматривается на комиссии органа, первым составившим протокол о нарушении земельного законодательства, либо на совместном заседании комиссий этих органов.
2.6. В случае выявления нарушений, рассмотрение которых не входит в компетенцию данного органа, материалы передаются в комиссию органа, имеющего право привлекать к ответственности за данный вид нарушений.
2.7. Если нарушителями земельного законодательства являются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, то они привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
3. Рассмотрение дел о нарушениях земельного законодательства
3.1. Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссией органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель в пятнадцатидневный срок со дня получения Протокола о нарушении земельного законодательства.
3.2. На заседание комиссии лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетель, эксперт, другие лица вызываются повесткой. (Приложение N 3)
В необходимых случаях лица, участвующие в деле, могут быть извещены или вызваны телефонограммой или телеграммой.
В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, когда имеются данные о своевременном его извещении и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено в отсутствии этого лица. Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства не предусмотрен.
В рассмотрении дела в соответствии со ст. 248-253 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.
3.3. При рассмотрении дела о нарушениях земельного законодательства в соответствии со ст. 260 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях комиссией ведется протокол заседания (Приложение N 4)
В протоколе заседания указывается: дата и место заседания, состав комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в деле, их ходатайства, объяснения и результаты их рассмотрения, документы и вещественные доказательства, используемые при рассмотрении дела, сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим в заседании и секретарем.
3.4. Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, комиссия, руководствуясь ст. ст. 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу (Приложение N 5):
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении дела производством.
Постановление должно содержать: наименование комиссии, вынесшей постановление; дату рассмотрения дела; сведения о нарушителе; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение, размер, срок и порядок уплаты штрафа.
3.5. Комиссия вправе рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее трех человек. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к постановлению. Постановление подписывается председательствующим и секретарем.
3.6. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, подписывается в трех экземплярах, регистрируется в специальной книге (Приложение И 6) и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
3.7. Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения либо в месячный срок по окончании срока, установленного Указанием (Приложение N 1 ).
При наложении взыскания учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, указанные в статье 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
4. Порядок работы органов, осуществляющих госконтроль за использованием и охраной земель при обжаловании и опротестовании постановлений комиссии
4.1. Постановление комиссии может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным, в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Если постановление вынесено совместной комиссией всех или нескольких органов, осуществляющих государственный контроль, то оно может быть обжаловано только в судебном порядке.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
4.2. Постановление комиссии может быть опротестовано прокурором.
4.3. Подача жалобы или принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления комиссии до рассмотрения жалобы или протеста.
4.4. Вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий госконтроль за использованием и охраной земель, рассматривает жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:
1. Оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2. Отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
3. Отменяет постановление и прекращает дело;
4. Изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за правонарушение, однако, чтобы взыскание не было усилено.
4.5. Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.
5. Исполнение постановлений о наложении штрафа
5.1. Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения (ст. 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
5.2. Не подлежит выполнению постановление о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения (ст. 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
5.3. Наложение штрафов не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда (ст.ст. 125, 126 Земельного кодекса РСФСР).
Одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа комиссия устанавливает срок не более трех месяцев для устранения нарушения земельного законодательства, о чем делается запись в постановлении. В случае неустранения нарушений в установленный срок виновные привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
5.4. В случае неуплаты штрафа в срок он взыскивается в принудительном порядке с должностных лиц и граждан в соответствии с правилами, установленными Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 286) Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 338, 339), а с юридических лиц - в порядке, определенном ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для принудительного исполнения постановления комиссия направляет ходатайство и материалы дела о нарушении земельного законодательства в народный суд или арбитражный суд. (Приложение N 7).
5.5. По случаям самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства, а также купли-продажи земельных участков, не предусмотренных законодательством, когда исчерпаны меры административного воздействия на нарушителя, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель принимают решение о передаче материалов в следственные органы для привлечения его к уголовной ответственности в соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РСФСР, которые письменно сообщают о принятом решении.
Если орган, осуществляющий госконтроль за использованием и охраной земель, не согласен с отказом следственных органов в возбуждении уголовного дела или решением суда, он вправе обжаловать этот отказ (решение) в вышестоящие судебные органы или прокуратуру.
6. Приостановление неправомерных решений местной администрации
6.1. В случае издания местной администрацией неправомерных распоряжений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель, комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 выносят решение (Приложение N 8) о приостановлении этих распоряжений (постановлений) до рассмотрения в соответствующих органах.
Решение направляется в администрацию, принявшую неправомерное решение, с изложением несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.
7. Отчетность о привлечении виновных лиц за нарушения земельного законодательства к административной ответственности
7.1. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, составляют ежегодный отчет "О контроле за использованием земель" по форме N 1- землеустройство (Приложение N 9).
Форма отчета утверждается Госкомстатом России.
7.2. Отчет составляется по районам, автономным округам, автономной области, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации, городам Москве и Санкт-Петербургу по состоянию на 1 января на основании записей в "Книге проверок соблюдения земельного законодательства" (Приложение N 10) и "Книге регистрации постановлений о наложении штрафа комиссией" (Приложение N 6).
7.3. Районные органы Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России представляют отчет, соответственно, своим областным, краевым, республиканским (в составе Российской Федерации) органам 15 января.
Областные, краевые, автономных образований, республиканские (в составе Российской Федерации), городов Москвы и Санкт-Петербурга органы Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, государственного архитектурно-строительного надзора представляют отчет, соответственно, своим федеральным органам 1 февраля.
Копии отчетов органы госконтроля всех уровней направляют в соответствующие органы управления внебюджетными фондами местных Советов и местными внебюджетными экологическими фондами, на счета которых поступают штрафы за нарушение земельного законодательства, с предложением о поощрении отличившихся должностных лиц при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, предотвращении, выявлении и устранении нарушений земельного законодательства.
Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзор России, Минстрой России представляют отчет для обобщения в целом по Российской Федерации Роскомзему 15 февраля.
7.4. При заполнении строк и граф отчета необходимо руководствоваться следующим:
в строке "Проведено проверок соблюдения земельного законодательства... (количество)" учитываются проверки, проведенные на территории одного собственника земли, землевладельца, землепользователя или арендатора, независимо от того, какое количество полей, севооборотов, кварталов, участков и т.д. подвергалось контролю;
в сроках 08, 09, 10 показывается количество случаев нарушения законодательства без указания площадей земельных участков;
в строке 11 отражается количество случаев и площади нерационального использования земель, использования не по целевому назначению, невыполнение установленных режимов, особо охраняемых территорий и другие нарушения, пояснения к которым приводятся в пояснительной записке к отчету.
Факты нарушений, выявленные одними органами, но рассмотренные другими органами госконтроля (см. п. 2.6. настоящих Разъяснений) показываются в отчете органа, составившего протокол в графах 4-7, а в отчете органа, рассмотревшего нарушение - в графах 8-21.
итоговая строка заполняется путем суммирования цифровых данных всех строк отчетности;
в графах 4 и 5 (выявлено нарушений земельного законодательства) приводятся все случаи выявленных нарушений, независимо от того, составлялись ли протоколы о нарушениях, передавались материалы в комиссии, следственные органы, суды, банковские учреждения, или давались только указания об устранении нарушений.
7.5. К отчету прилагается пояснительная записка, в которой следует отразить:
- по каждой строке случаи крупных нарушений земельного законодательства и меры, принятые по их устранению;
- по каким причинам не устранены нарушения земельного законодательства;
- сколько дано указаний по устранению нарушений земельного законодательства;
- случаи приостановления проведения разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, проведения геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществлялись с нарушением земельного законодательства;
- случаи приостановки промышленного, гражданского и иного строительства агротехнических и лесомелиоративных работ, ведущихся с нарушением требований земельного законодательства, а также работ, которые проводятся с нарушением установленного режима использования земель, природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- сколько внесено в соответствующие органы предложений об изъятии у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и изъято таких участков (с указанием площади) в связи с нерациональным их использованием, использованием не по целевому назначению или способами, приводящими к порче земель;
- количество приостановленных неправомерных решений районной, городской (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), поселковой и сельской администраций по вопросам изъятия и предоставления земель;
- примеры неустраненных нарушений земельного законодательства, выявленных в предшествующем году, причины их неустранения;
- работу органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
- предложения по улучшению контроля за использованием и охраной земель.
УКАЗАНИЕ должностного лица_________________________________________________ (наименование государственного органа по контролю) "___"____________199__ г. N ___________ __________________________ (место составления) В порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель мною _____________________________ (полное название должностного лица __________________________________________________________________ органов, осуществляющих госконтроль, его фамилия, имя, отчество, __________________________________________________________________ место работы, должность) произведена проверка соблюдения земельного законодательства ______ __________________________________________________________________ (название собственника земли, землевладельца, землепользователя, __________________________________________________________________ арендатора) В результате чего установлено, что _______________________________ (описание нарушений) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Указанные нарушения допущены _____________________________________ (юридическое лицо, фамилия, имя, __________________________________________________________________
отчество гражданина, место работы, адрес правонарушителя) __________________________________________________________________ Руководствуясь Земельным кодексом РСФСР, Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, обязываю __________________________________________________________________ (содержание указания и срок его выполнения) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ При невыполнении настоящего Указания в установленный срок материалы о нарушении земельного законодательства будут направлены в Комиссию ______________________________________________________ (наименование государственного органа по контролю) для привлечения виновных к ответственности __________________________ _______________ _____________
(Должность лица, (подпись) (фамилия,и.о.) __________________________ составившего указание) М.П. Копию Указания получил ___________________________________________ (должность, фамилия, инициалы - __________________________________________________________________ правонарушителя) _______________ (подпись)
Примечание. Указание составляется только при выявлении нарушений, указанных в ст. 44 Земельного кодекса РСФСР (порча земель, нерациональное использование, использование земель не по целевому назначению).
Приложение N 2
"____" __________ 199______ г. N _______ _________________________ (место составления)
Руководствуясь земельным законодательством, Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель мною, ____________________________________________________________ (полное название должностного лица органов, осуществляющих __________________________________________________________________ госконтроль, его фамилия, имя, отчество, должность и место работы) __________________________________________________________________ в присутствии ____________________________________________________ (должность, место работы, фамилия, и.о. каждого __________________________________________________________________ присутствующего) составлен настоящий протокол о следующем: __________________________________________________________________ (описание, время и место нарушения земельного законодательства, __________________________________________________________________
ответственность согласно Земельного кодекса РСФСР, других __________________________________________________________________ нормативных актов)
Указанное нарушение земельного законодательства совершено ____ __________________________________________________________________
(юридическое лицо, фамилия, имя, отчество гражданина, место __________________________________________________________________ работы, адрес правонарушителя) Объяснение виновного (виновных) в нарушении земельного законодательства и объяснение причин невыполнения Указания - предупреждения должностного лица от _______ N ________ (в случаях вынесения такого Указания) __-____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ На основании изложенного предлагается рассмотреть настоящий протокол на заседании Комиссии ___________________________________ (наименование государственного органа __________________________________________________________________ по контролю) и привлечь виновного (виновных) к административной ответственности Приложения _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Протокол составлен в трех экземплярах, из которых: 1 экз.- направлен в Комиссию _____________________________________ (наименование государственного органа __________________________________________________________________ по контролю) 2 экз.- вручается нарушителю земельного законодательства 3 экз.- хранится у должностного лица, составившего протокол
Права и обязанности нарушителя в соответствии со ст. 247 Кодекса об административных правонарушениях ему разъяснены. Подписи составителей протокола: _____________________ __________________________ (подпись) (фамилия, и.о.) _____________________ __________________________ _____________________ __________________________ Нарушителя: _____________________ __________________________
(подпись) (фамилия, и.о.)
Приложение N 3
ПОВЕСТКА ВЫЗОВА НА ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
_______________________________________________________ (НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ) ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "___" _________ 199____ г. N ________________
Заседание комиссии по слушанию дела о нарушении земельного законодательства _________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, должность, место работы __________________________________________________________________
представителя юридического лица или гражданина, допустившего __________________________________________________________________ нарушение)
установленное протоколом о нарушении земельного законодательства от ______________ N ______________
назначено на "____"________ 199____ г. в ______час по адресу __________________________________________________________________ (точный адрес заседания комиссии)
Руководствуясь Кодексом РСФСР об административных правонарушениях вызываю __________________________________________ (фамилия, имя, отчество лица, вызываемого на заседание __________________________________________________________________
комиссии, а также в качестве кого оно вызывается - ответчик, __________________________________________________________________ истец, свидетель, эксперт)
на заседание комиссии и предлагаю ему представить все имеющиеся у него замечания, объяснения, доказательства, заключения по существу нарушения земельного законодательства.
В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, когда имеются данные о своевременном его извещении и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в соответствии со {ст. 247} Кодекса РСФСР дело может быть рассмотрено в отсутствии этого лица. Председатель комиссии ____________________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) М.П. __________________________________________________________________ (линия отрыва)
Расписка в получении повестки от ______________ N ____________
Повестку получил _____________________________________________ (фамилия, и.о., должность)
______________ ___________________ ________________ (дата) (время) (подпись) Справочно. Порядок доставки и вручения повесток установлен Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 106, 108, 109).
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ ___________________________________________________ (НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ)
"___" _________ 199___ г. N ___________
О рассмотрении нарушения земельного законодательства Комиссия в составе: Председатель комиссии ____________________, ___________________ (фамилия, и.о.) (должность) Члены комиссии _______________________, ___________________ _______________________, ___________________ _______________________, ___________________
в присутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела: ______________________, __________________________ (Ф.И.О.) (в качестве кого участвует) ______________________, __________________________ ______________________, __________________________ рассмотрела представленный _______________________________________ (фамилия, имя, отчество, должность, __________________________________________________________________ место работы лица, составившего протокол) протокол о нарушении земельного законодательства от "___" ________ 199___ г. N _______, совершенного ________________________________ (юридическое лицо, фамилия, имя __________________________________________________________________
отчество гражданина, место работы, адрес правонарушителя) и, выслушав виновного (виновных), свидетелей, эксперта, установила следующее:
1. Изложение выявленных обстоятельств правонарушения, меры принятые для его устранения в случае вручения указания-предупреждения, современное состояние правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение земельного законодательства ____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Заключение эксперта, показания свидетелей _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Объяснения виновного (виновных) в нарушении земельного законодательства _________________________________________________ __________________________________________________________________ На основании вышеизложенного Комиссией принято постановление (ограничиться устным замечанием и освободить нарушителя от административной ответственности, вынести предупреждение в письменной форме с установлением срока для устранения нарушения, взыскать с нарушителя штраф в размере _________ рублей, направить материалы в следственные органы для привлечения виновного к уголовной ответственности): ______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Указанное постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в соответствующих вышестоящих органах или в районном (городском) народном суде.
Председатель комиссии ___________ _________________________ (подпись) (фамилия, и.о.) М.П.
Секретарь комиссии ___________ _________________________ (подпись) (фамилия, и.о.)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
_______________________________________________________ (НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ) от "___" __________ 199____ г. N ___________________ О наложении штрафа за нарушение земельного законодательства
Руководствуясь Земельным кодексом РСФСР, Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и результатами рассмотрения дела о нарушении земельного законодательства (протокол заседания Комиссии от "____" N ______), Комиссия по контролю за использованием и охраной земель постановляет:
1. Признать __________________________________________________ (юридическое лицо, фамилия, имя, отчество гражданина, __________________________________________________________________ место работы, адрес правонарушителя) виновным в нарушении земельного законодательства, выразившемся в __________________________________________________________________ (краткое изложение существа правонарушения)
За данное нарушение согласно _________________________________ (нормативный акт, __________________________________________________________________ предусматривающий ответственность) виновные подвергаются штрафу в размере ___________ рублей.
2. За допущенное нарушение взыскать с ________________________ (юридическое лицо, __________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество гражданина, место работы, адрес правонарушителя) штраф в размере _________________________________ (цифрами и прописью) рублей, который быть внесен на специальный счет N _________ в отделение банка не позднее 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа. Председатель комиссии _________________ ________________________ (подпись) (фамилия, и.о.) М.П. Секретарь комиссии _________________ ________________________ (подпись) (фамилия, и.о.)
КНИГА РЕГИСТРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОМИССИИ О НАРУШЕНИЯХ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
_______________________________________________
(наименование государственного органа по контролю)
Примерная форма письма В __________________________ (наименование народного ____________________________ суда города, района, области ____________________________ края, округа, республики)
В соответствии со ст. 338, 339 Гражданского процессуального кодекса РСФСР направляется для принудительного исполнения судебным исполнителем постановление комиссии ______________________________ (наименование государственного __________________________________________________________________ органа по контролю) от _______________________ N __________________
О взыскании штрафа за нарушение земельного законодательства с нарушителя _______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, домашний адрес правонарушителя) Приложение: на _____________ листах Председатель комиссии ______________ _____________________ (подпись) (фамилия, и.о.) Справочно. Постановление возвращается с отметкой об исполнении (ст. 288 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
Приложение N 8
Главе ____________________________ (районной, городской, ___________________________________ поселковой, сельской администрации) ___________________________________
РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ __________________________________________________ (Наименование Комитета)
о приостановлении распоряжения (постановления) _______________ (наименование
______________________________________________________________ органа местной администрации)
_________ ___________ 199__ г. N ___________
Руководствуясь Земельным кодексом РСФСР и Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 года N 323 Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам __________________________________________________________________ (наименование комитета) приостанавливает решение _________________________________________ (наименование органа местной администрации - __________________________________________________________________ районной, городской, сельской, поселковой) от _________ _______________ 199___ г. N _______ __________________________________________________________________ (наименование решения органа местной администрации) как неправомерное, противоречащее земельному законодательству Российской Федерации: __________________________________________________________________ (краткое изложение несоответствия принятого решения Земельному __________________________________________________________________ кодексу РСФСР, другим законодательным актам) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Председатель Комитета по земельной реформе и - земельным ресурсам ________________________________ (подпись) (фамилия, и.о.)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ОТЧЕТ
О КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ПО СОСТОЯНИЮ
НА 1 ЯНВАРЯ 199___ ГОДА
Проведено проверок соблюдения земельного законодательства __________________________
___________________________________________________________________ (количество)
Приложение N 10
КНИГА
ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
_________________________________________________________
(наименование органа, осуществляющего государственный
__________________________________________________________
контроль за охраной и использованием земель)
Примечание. В Книгу проверок заносятся все проверки по соблюдению земельного законодательства, независимо от того, были ли установлены нарушения или нет. Ошибочные или неправильные записи не исправляются, а аккуратно перечеркиваются. О всех произведенных исправлениях в записях (уточнения и т.д.) в графе "примечание" даются соответствующие пояснения.