ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 1999 г. N 793
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 307)
На основании статьи 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1045 "О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4320);
постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1343 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий в области связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5336);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1202 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4540).
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.СТЕПАШИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 1999 г. N 793
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 307)
1. Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее именуется - Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
3. Министерство решает возложенные на него задачи непосредственно, а также через создаваемые им территориальные органы, осуществляющие свою деятельность на основе положений о них, утверждаемых Министерством.
4. Министерство и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. 5. Основными задачами Министерства являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;
4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).
6. В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:
1) обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
2) дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
3) рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства Российской Федерации;
4) дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;
5) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
6) формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
7) осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;
8) согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации), а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
9) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
10) организует работу Комиссии по товарным биржам, образуемой при Министерстве в соответствии с Законом Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле";
11) принимает участие в разработке государственной политики в области защиты прав потребителей, обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей;
12) подготавливает в пределах своей компетенции предложения по усилению государственной поддержки и развитию предпринимательства, особенно малого и среднего;
13) организует разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
14) обеспечивает формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства;
15) разрабатывает предложения по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства;
16) обеспечивает защиту законных интересов предпринимателей;
17) осуществляет методическое руководство по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих поддержку и развитие малого предпринимательства, подготавливает совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложения по определению порядка и условий выделения централизованных финансовых, материально-технических ресурсов, необходимых для реализации этих программ;
18) разрабатывает предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств;
19) проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
20) содействует активизации поддержки малого предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в рамках соответствующих региональных и межрегиональных программ;
21) применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, предусмотренные законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
22) осуществляет контроль за перекрестным субсидированием между категориями и группами потребителей транспортных услуг и потребителей услуг связи и разрабатывает предложения по его прекращению, за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий в области связи и на транспорте с потребителями их услуг, за инвестиционной и иной деятельностью субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте в части ее влияния на цены (тарифы), устанавливаемые на транспортные услуги и услуги в области связи;
23) анализирует и прогнозирует экономическую ситуацию, складывающуюся в Российской Федерации в процессе реализации мер государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, готовит предложения по развитию и совершенствованию конкурентных отношений и изменению режима государственного регулирования субъектов естественных монополий, направленные на обеспечение роста экономической эффективности деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте и защиту прав потребителей их услуг;
24) утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти методики, требования и правила учета затрат на услуги, обязательные для субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, и определяет порядок представления соответствующей отчетности;
25) в пределах своей компетенции рассматривает и принимает решения по разногласиям между субъектами естественных монополий в области связи и на транспорте, а также между субъектами естественных монополий в области связи и на транспорте и потребителями их услуг;
26) обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам конкурентной, в том числе антимонопольной политики, политики в области защиты прав потребителей, рекламной деятельности, в области поддержки предпринимательства и регулирования естественных монополий, а также участвует в подготовке предложений о взаимодействии Российской Федерации с мировым сообществом по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
27) выдает заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, если на одного российского производителя приходится более чем 35 процентов российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования в целях применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, составляет менее чем 25 процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
28) осуществляет проверки соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной поддержке предпринимательства, о защите прав потребителей, о рекламе, а также законодательства о естественных монополиях;
29) осуществляет координацию деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства;
30) выдает заключения при государственной регистрации финансово-промышленных групп;
31) координирует разработку и реализацию федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отраслевых и региональных программ демонополизации экономики;
32) разрабатывает мероприятия, направленные на защиту прав потребителей, предотвращение недобросовестной конкуренции, и организует реализацию этих мероприятий;
33) изучает и анализирует зарубежный опыт в области государственного регулирования и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности, защиты прав потребителей, регулирования рекламной деятельности, деятельности товарных бирж, поддержки предпринимательства, а также регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте;
34) обеспечивает гласность в работе Министерства, постоянно информирует население Российской Федерации через средства массовой информации, в том числе через специализированные периодические издания, о ходе реализации мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, предпринимательства и защите прав потребителей и по другим вопросам, относящимся к компетенции Министерства, ежегодно публикует доклады о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте;
35) организует переподготовку и повышение квалификации сотрудников Министерства и его территориальных органов, а также участвует в организации подготовки специалистов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
36) разрабатывает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
37) организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
38) осуществляет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 307)
7. Министерство в целях выполнения возложенных на него задач вправе:
1) давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе и о естественных монополиях;
2) рассматривать в пределах предоставленной компетенции дела об административных правонарушениях и налагать штрафы в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе и о естественных монополиях, утверждать правила рассмотрения указанных дел;
3) обращаться в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в суд или в арбитражный суд, а также принимать участие в рассмотрении дел в суде;
4) давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей;
5) направлять материалы о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о ее приостановлении или об аннулировании, а также в соответствующие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением этого законодательства;
6) направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления рекомендации:
о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения на рынке отдельных хозяйствующих субъектов;
о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
о внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования;
7) устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках;
8) при рассмотрении ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на создание, реорганизацию или ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций, на приобретение акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, на осуществление иных сделок, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, направлять при необходимости федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления представленные хозяйствующими субъектами на рассмотрение документы (за исключением документов, составляющих коммерческую тайну) в целях подтверждения последствий указанных сделок для товарных рынков Российской Федерации;
9) принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;
10) заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров (услуг) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей, а также соглашения с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;
11) проводить проверки цен и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в области связи и на транспорте;
12) организовывать проведение научно-исследовательских работ по вопросам конкурентной, в том числе антимонопольной политики, политики в области рекламы, защиты прав потребителей, поддержки предпринимательства, регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, привлекать в этих целях в установленном порядке Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, научные учреждения Российской академии наук, отраслевые академии наук, другие научно-исследовательские учреждения, а также отдельных ученых и специалистов;
13) организовывать проведение экспертиз целевых проектов и программ, имеющих важное значение для развития предпринимательской деятельности;
14) готовить рекомендации и заключения по вопросам предоставления государственных гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим средства в развитие малого предпринимательства;
15) издавать в пределах своей компетенции на основе законодательства Российской Федерации приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
8. Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Министр:
1) руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;
2) распределяет обязанности между заместителями Министра;
3) представляет в Правительство Российской Федерации кандидатуры для назначения на должности заместителя Министра;
4) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
5) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей его территориальных органов;
6) представляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, особо отличившихся работников центрального аппарата Министерства, его территориальных органов к награждению государственными наградами Российской Федерации;
7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, численность и фонд оплаты труда работников его территориальных органов в пределах установленных Министерству Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и предельной численности работников, смету расходов на их содержание в пределах утвержденных в федеральном бюджете на соответствующий период ассигнований, предусмотренных на государственное управление;
8) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и должностные инструкции руководителей этих подразделений;
9) представляет на утверждение в Правительство Российской Федерации кандидатуру на должность председателя Комиссии по товарным биржам и проект положения об этой Комиссии. По представлению председателя Комиссии назначает заместителей председателя Комиссии и утверждает ее состав;
10) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Министерстве и его территориальных органах;
11) отменяет решения (предписания) территориальных органов Министерства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
10. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, входящих в ее состав по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждается Правительством Российской Федерации. Количество членов коллегии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
11. Для определения основных направлений деятельности Министерства по регулированию естественных монополий в области связи и на транспорте и принятия решений по вопросам введения, изменения или прекращения регулирования, а также применения предусмотренных законодательством о естественных монополиях методов регулирования в Министерстве образуется правление.
В состав правления входят Министр (руководитель правления) и члены правления, назначаемые Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на 4 года из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Для обеспечения преемственности в работе правления ежегодно, начиная с пятого года работы данного органа, осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления.
Министр организует работу правления, распределяет обязанности между членами правления и подписывает решения, принимаемые правлением.
Решения правления принимаются простым большинством голосов его членов. В случае равенства голосов голос руководителя является решающим.
12. Министерство в установленном порядке учреждает свои печатные органы, в которых публикуются аналитические обзоры, отчеты, справки, протоколы, информационные материалы по актуальным вопросам деятельности Министерства.
13. Министерство в установленном законодательством Российской Федерации порядке вправе создавать научно-исследовательские и образовательные учреждения, а также экспертные советы и другие совещательные органы, положения (уставы) о которых утверждаются Министром.
Организационное обеспечение работы экспертных советов осуществляется центральным аппаратом Министерства. Состав экспертных советов формируется из высококвалифицированных специалистов Министерства, представителей других федеральных органов исполнительной власти, работников научных и других организаций и утверждается Министром.
14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
15. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетный и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.