ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 10 февраля 2020 г. N 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-НО "АНКЕТА ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение позиции 1.30.20 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую форму федерального статистического наблюдения N 1-НО "Анкета выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании" с указаниями по ее заполнению и ввести ее в действие для отчета по состоянию на обследуемую неделю в апреле, мае, июне, августе 2020 года.
2. Данные по указанной в пункте 1 настоящего приказа форме федерального статистического наблюдения предоставлять по адресам и в сроки в соответствии с установленными в форме.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 10 февраля 2020 г. N 52
ПРОЧИТАЙТЕ ВСЛУХ В КОНЦЕ ОПРОСА!
КАРТОЧКА N 1 к вопросу 2 "Проходили ли Вы в течение последних 12 месяцев дополнительное обучение как для целей профессионального, так и личного развития?"
1. Повышение квалификации, профессиональную переподготовку (для руководителей и специалистов со средним профессиональным или высшим образованием).
2. Профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих.
3. Обучение вождению транспортных средств.
4. Освоение профессиональных навыков на своем рабочем месте под руководством наставников.
5. Обучение технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности, безопасному обращению с оружием.
6. Участие в чемпионатах "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия).
7. Краткосрочные курсы, профессиональные тренинги, семинары, конференции, мастер-классы, стажировки.
8. Курсы иностранных языков.
9. Курсы по освоению компьютера, компьютерных программ и продуктов, практике использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. Курсы вязания, шитья, фото-, видеосъемки, рисования, обучения музыке, танцам, пению и прочие.
11. Курсы финансовой и бюджетной грамотности, по изучению вопросов управления, организации бизнеса, грамотности в сфере ЖКХ, государственных услуг и т.п.
12. В специализированных школах, организациях (например, олимпийского резерва, музыкальной, балетной школе).
13. Занятия по физической культуре под руководством инструктора, тренера.
14. Другое обучение.
15. Обучение не проходил.
КАРТОЧКА N 2 к вопросу 10 "Чем именно Вы занимались самостоятельно с целью приобретения знаний/навыков за последние 12 месяцев?"
1. Изучением иностранного языка.
2. Получением знаний и навыков по использованию компьютера.
3. Получением знаний или навыков по использованию новых бытовых технических средств (мобильный телефон, "умный дом" и другое).
4. Изучением правовых, юридических вопросов.
5. Изучением финансовой и бюджетной грамотности, грамотности в сфере ЖКХ, государственных услуг и тому подобным.
6. Изучением вопросов здоровья, здорового образа жизни.
7. Просмотром экспозиции музеев, выставок, историко-культурных, природных объектов и других достопримечательностей.
8. Посещением музыкальных, литературных, художественных просветительских мероприятий.
9. Освоением навыков прикладного рукоделия и художественного творчества (например, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, танцы).
10. Другими видами самообразования.
УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании является дополнительным модулем к выборочному обследованию рабочей силы (далее - ОРС) и проводится в апреле, мае, июне и августе по адресам и в сроки проведения ОРС.
Обследуемым периодом для сбора сведений об участии населения в непрерывном образовании являются последние 12 месяцев перед опросом (в отличие от Анкеты выборочного обследования рабочей силы - Основной анкеты, в которой обследуемым периодом является неделя). Так, при опросе в апреле обследуемым периодом является период с апреля 2019 г. по апрель 2020 г., в мае - с мая 2019 г. по май 2020 г., в июне - с июня 2019 г. по июнь 2020 г., в августе - с августа 2019 г. по август 2020 г. Например, если опрос проводится 15 апреля, то респондент отвечает о периоде с 16 апреля 2019 г. по 15 апреля 2020 г.
Опросу подлежат все лица в возрасте от 15 лет и старше включительно. Если респондент отсутствует на момент опроса, информация может быть получена от совместно проживающих членов семьи.
Порядковый номер опрашиваемого лица указывается из вопроса 1 (В99) Основной анкеты.
В целях данного статистического наблюдения под непрерывным образованием понимается образовательный процесс в течение всей жизни, связанный с постоянным совершенствованием знаний и развитием навыков человека, вызванным стремлением быть актуальным, конкурентоспособным, мобильным, культурным в профессиональной и социальной среде.
Вопрос 1 "Обучались ли Вы в течение последних 12 месяцев с целью получения образования?" Этот вопрос следует задавать всем респондентам. Речь идет о регулярном образовании и касается лиц, которые на момент опроса или в течение предшествующих 12 месяцев обучались в образовательных организациях или иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с целью получения основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке). Формы образования - очная, очно-заочная, заочная. Респонденты отмечают в вопросе 1 только один код, который относится к последней освоенной (или осваиваемой) ими основной образовательной программе. Если респондент получил аттестат об основном общем или о среднем общем образовании и поступил в профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, то следует отметить образование более высокого уровня.
Вопрос 2 "Проходили ли Вы в течение последних 12 месяцев дополнительное обучение как для целей профессионального, так и личного развития?"
Вопрос включает как программы профессионального обучения, так и дополнительного образования (общеразвивающие, предпрофессиональные, дополнительные профессиональные). В отличие от вопроса 34-2 Основной анкеты, вопрос 2 охватывает не только респондентов, которые завершили обучение в рассматриваемый период, но и тех, у кого оно было прервано или осуществляется на момент опроса. Основной признак обучения, охватываемого вопросом 2 - его организованность и системность. Такое обучение может быть связано как с трудовой сферой (причем независимо от того, работает человек в настоящее время или нет), так и с развитием личных способностей. Если респондент проходил несколько видов обучения, то следует зафиксировать все ответы. Обучение может быть очным, очно-заочным, заочным, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Для лучшего понимания вопроса используется карточка - она передается в руки респондента. Но одновременно нужно вслух зачитать варианты ответов. Поясним содержание отдельных позиций.
Код 1. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) могут получать только лица, уже имеющие (или получающие на момент опроса) среднее профессиональное или высшее образование.
Код 2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, без изменения уровня образования.
Обучение по программам переподготовки, повышения квалификации рабочих, служащих проходят лица, уже имеющие профессию рабочего или должность служащего.
Код 3. Под обучением на курсах вождению транспортными средствами различных категорий подразумевается обучение лиц в целях удовлетворения как личных, так и профессиональных потребностей.
Код 5. Обучение технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности, безопасному обращению с оружием включает инструктаж по технике безопасности перед началом (производством) работ. Вводный инструктаж по технике безопасности при приеме на работу для новых сотрудников не учитывается. Подразумевается обучение, имеющее определенную продолжительность, утвержденную работодателем.
Код 6. Участие в чемпионатах "Молодые профессионалы" отмечается лицам, которые приняли участие в национальных, региональных, отраслевых, корпоративных чемпионатах "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). В данном варианте ответа также учитываются сотрудники организаций в возрасте от 18 до 28 лет, участвовавшие в чемпионатах профессионального мастерства "Молодые профессионалы - 2019" по методике Ворлдскиллс Россия.
Код 7. Под краткосрочными курсами, профессиональными тренингами, семинарами, конференциями, мастер-классами, стажировкой подразумевается обучение, связанное с работой. При этом стажировка может проходить за пределами страны. Обучение студентов в образовательных организациях не учитывается.
Код 9. Курсы по освоению компьютера, компьютерных программ и продуктов, практике использования сети Интернет - это различные курсы, обучение на которых обеспечивает вхождение в цифровую среду: курсы по освоению необходимых для работы технических средств, технических новинок, новых программ (например, компьютерная графика, подготовка презентаций), новых возможностей использования сетей, сетевых ресурсов, новых технических средств/гаджетов для использования на работе и в обществе.
Код 10. Курсы вязания, шитья, фото-, видеосъемки, рисования, обучения музыке, танцам, пению и прочие, на которых осуществляется обучение навыкам прикладного рукоделия и художественного творчества - шитью, вязанию, керамике, мозаике, а также навыкам художественного творчества в области живописи, литературного мастерства, игры на музыкальных инструментах, хореографии, фото-, киносъемки и так далее. Основной момент, на который необходимо обращать внимание: речь идет именно о системном обучении под руководством преподавателя, а не о самом занятии той или иной творческой деятельностью.
Код 11. Под обучением финансовой и бюджетной грамотности, грамотности в сфере ЖКХ, государственных услуг и тому подобным подразумеваются курсы, имеющие определенную продолжительность, неоднократное посещение занятий.
К обучению финансовой грамотности относится обучение граждан управлению своими финансами, оценке рисков при инвестировании в различные инвестиционные инструменты.
К обучению бюджетной грамотности относится обучение граждан процессу участия в формировании бюджета (бюджета семьи, муниципального, регионального, федерального бюджета), обеспечение участия в проекте "Бюджет для граждан" в рамках формирования системы "Открытое правительство".
К обучению грамотности в сфере ЖКХ относится обучение взаимодействию с управляющими компаниями, использованию энергосберегающих технологий, контролю расходов в сфере ЖКХ.
Код 12. Обучение в специализированных школах (например, олимпийского резерва, музыкальной, балетной школе) по предпрофессиональным программам в сфере искусств, физической культуры и спорта, реализуемым для детей. В данном случае необходимо обратить внимание на возраст респондента - ответ на вопрос 4 Основной анкеты должен быть "меньше 18".
Код 13. Занятия по физической культуре под руководством инструктора, тренера - занятие под руководством сопровождающего эти занятия лица, которое респондент осознанно считает именно обучением. Необходимо обращать внимание: речь идет именно о системном обучении под руководством инструктора, тренера, а не о самом занятии той или иной физической подготовкой.
Код 14. Другое обучение - по этой позиции следует фиксировать все иные направления регулярного системного обучения, например, курсы по здоровому образу жизни.
Респонденты, которые заявили о том, что не проходили обучения такого рода, должны перейти к вопросу 9.
Вопрос 3. "А какое обучение из перечисленных Вами выше было последним за последние 12 месяцев?"
Для ответа на вопрос необходимо узнать, какое из названных видов обучения было последним (по датам его прохождения). Необходимо зафиксировать только один вариант из ответов, указанных в вопросе 2. Если в вопросе 2 респондент назвал только один вид обучения, то вопрос 3 не задается.
Вопросы 4 - 8 относятся именно к этому последнему (или единственно названному) обучению. Интервьюер должен напоминать об этом респонденту, задавая каждый очередной вопрос этого блока.
Вопрос 4. "По чьей инициативе проходило Ваше последнее обучение?"
Личная инициатива относительно получения дополнительного образования может быть связана как с работой, так и с сугубо личными интересами. Респондент сам определяется с тем, что было в данном случае основным посылом получения дополнительного образования.
В варианте ответа "По предложению организации, работодателя" подразумевается обучение, связанное с работой. В отдельных случаях оно может быть обязательным. Например, это обязательное для некоторых категорий работников повышение квалификации через определенный период времени. Это могут быть занятия, организованные работодателем для сотрудников или рекомендация руководства. При этом работодатель может финансировать обучение своего работника полностью или частично. Но возможны и любые иные варианты оплаты респондентом такого обучения.
Вопрос 5. "Где проходило Ваше последнее обучение?"
В подсказках перечислены основные возможные площадки, где респондент мог получить дополнительное образование. Указывается организация, которая его проводит, или отмечается обучение у частного преподавателя - физического лица.
Если респондент говорит, что проходил обучение в учебном центре, то интервьюер должен уточнить, где был этот учебный центр, и отметить один из кодов с 1 по 4.
Если респондент был направлен на обучение своей организацией в другую организацию, то указывается место проведения обучения, например, обучение проводилось в образовательной организации высшего образования или в другой образовательной организации.
При указании местом обучения библиотеки, клуба, культурного или физкультурно-оздоровительного центра (код 5) подразумевается обучение, организованное этими учреждениями.
Под обучением у частного преподавателя (код 6) подразумевается обучение, по которому оплата осуществлялась частному преподавателю как физическому лицу (независимо от места прохождения обучения).
Иные варианты должны быть зафиксированы в составе позиции "В другом месте".
Вопрос 6 "Кто оплачивал/оплачивает Ваше последнее обучение?"
Вариант ответа "Софинансирование (из нескольких источников)" подразумевает совместную оплату, например, работодателем и респондентом, службой занятости и работодателем.
Варианты финансирования обучения, не включенные в подсказки, фиксируются по позиции "Другой источник". Например, если респондент заявил, что его учебу оплачивала общественная организация, партия, движение, фонд, спонсор (частное лицо), включая иностранные источники, то этот ответ следует зафиксировать в позиции "Другой источник". Волонтерское обучение - это обучение, которое со стороны поставщика образовательной услуги осуществляется на добровольной основе. Его могут проводить представители волонтерских движений, студенты, активисты.
Вопрос 7 "Какова цель Вашего последнего обучения?"
Вопрос касается только последнего обучения. Допускается несколько ответов. Если респондент заявит о том, что не преследовал никакой определенной цели ("за компанию", что вполне возможно и у молодежи, и у пожилых), интервьюер должен уточнить: Вас заинтересовала эта тема (то есть это расширение кругозора)? Или Вам все же хотелось увидеть новых заинтересованных людей (то есть это расширение круга общения)? Если же более точного ответа он не получит, следует отметить позицию "Другое".
Вопрос 8 "Откуда Вы получили информацию об этом обучении?" Вопрос касается только последнего обучения. Допускается несколько ответов.
Вопросы 9 и 10 касаются самообразования.
Самообразование направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном развитии. В это понятие входит самообразование, направленное на приобретение новых знаний, умений, навыков, кроме занятий, которые являются составной частью того обучения, о котором говорилось выше (например, выполнение домашних заданий). Ответы на эти вопросы позволяют выявить распространенность самообразования среди респондентов, а также наиболее распространенные подходы к его осуществлению.
На вопрос 9 "В течение последних 12 месяцев Вам приходилось самостоятельно учиться, осваивать что-либо новое в рабочее или свободное время с тем, чтобы улучшить свои знания или навыки, используя какой-либо из следующих способов?" должны отвечать все респонденты. Самообразование может осуществляться с использованием печатных материалов, аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ, материалов из сети Интернет, а также путем посещения музеев, выставок, достопримечательностей и прочего.
В вопросе 10 "Чем именно Вы занимались самостоятельно с целью приобретения знаний/навыков за последние 12 месяцев?" предлагается использовать карточку - передать в руки респондента варианты ответов. Но одновременно важно вслух зачитать варианты ответов. Основное отличие самообразования состоит именно в неорганизованном характере приобретения знаний. Также необходимо помнить, что речь идет именно о приобретении знаний и навыков, но не о занятии той или иной деятельностью. Например, если респондент учится играть на гитаре по самоучителю, то он действительно занимается освоением навыков. Но если он просто играет на гитаре, то это нельзя рассматривать как освоение новых навыков. Это требование относится как к ответам по выделенным позициям, так и к ответам, которые могут быть зафиксированы в позиции "другие виды самообразования". Например, если респондент заявит о том, что он занимался йогой, изучал приемы той или иной спортивной активности, правила спортивных игр по книге или видеофильму, то такой ответ следует зафиксировать в позиции "другое", а если он самостоятельно занимался физической культурой или каким-либо видом спорта, играл в спортивные игры, то эту активность к образовательной относить не следует.
Для целей данного наблюдения под просмотром природных объектов понимается посещение с экскурсоводом природных ландшафтов и составляющих их элементов (например, гор, рек, озер, национальных парков).
Под "умным домом" для целей наблюдения понимается система домашней автоматизации - система управления мультимедиа устройствами: телевизорами, проекторами, акустическими системами; системы квартирного микроклимата и прочее.
На вопрос 11 "Хотели бы Вы в течение ближайших 12 месяцев получить образование, пройти какое-либо обучение?" должны ответить все респонденты. Допускается только один ответ. Для респондентов, которые дали отрицательный ответ, то есть не хотели получить образование, опрос заканчивается.
Для остальных опрос заканчивается вопросом 12 "С чем в большей степени связано Ваше желание получить образование, пройти какое-либо обучение?".
После заполнения анкеты необходимо выполнить несколько логических контролей:
1. На вопросы 1, 2, 9 и 11 должен быть получен ответ от всех респондентов.
2. На вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 11, 12 может быть получен только один ответ.
3. На вопросы 2, 7, 8, 9, 10 может быть как один, так и несколько ответов.
4. Вопрос 2 коррелирует с вопросом 34-2 Основной анкеты, в котором шла речь о завершенном в течение последних 12 месяцев обучении. В ответах на вопрос 2 должны присутствовать все варианты, отмеченные респондентом в вопросе 34-2.
5. При отметке на вопрос 2 кода 6 необходимо проверить возраст респондента: он должен быть от 18 до 28 лет.
6. При отметке на вопрос 2 кода 12 необходимо проверить возраст респондента: он должен быть меньше 18 лет.