МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2000 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНТРУДА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАЖДАН, ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ЗАНЯТОСТИ
Во исполнение пункта 29 Мероприятий по поддержанию занятости населения Российской Федерации (приложение N 1 к Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3184) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Утвердить Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости согласно приложению.
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
С.КАЛАШНИКОВ
Приложение
к Постановлению Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 17 февраля 2000 г. N 18
ПОРЯДОК
РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНТРУДА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАЖДАН, ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ЗАНЯТОСТИ
Настоящий Порядок предназначен для практического использования территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения (далее - органы по вопросам занятости) в работе по содействию работодателям в опережающей профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости (далее - опережающее профессиональное обучение граждан).
1. Опережающее профессиональное обучение граждан обеспечивается обучением указанных граждан до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем и должно быть направлено на смягчение социальной напряженности на территориальном рынке труда, снижение уровня и продолжительности безработицы.
2. Организация опережающего профессионального обучения граждан осуществляется в соответствии с мероприятиями, направленными на обеспечение занятости работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, которые предусматриваются в коллективном договоре организации, и осуществляются работодателем (пункт 6 раздела II Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" <*>).
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 564.
3. Для оказания органами по вопросам занятости содействия работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан работодатели:
- своевременно, не менее чем за три месяца, информируют органы по вопросам занятости о возможных массовых увольнениях с указанием численности и категорий работников, которых они могут коснуться, и сроков, в течение которых их намечено осуществить (пункт 2 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" <*>);
<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 18, ст. 2211.
- сообщают органам по вопросам занятости не позднее чем за два месяца сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации (статья 40.2 Кодекса законов о труде Российской Федерации <*>).
<*> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007.
В связи с утратой силы Кодекса законов о труде РФ, следует руководствоваться принятым взамен Трудовым Кодексом РФ.
4. Органы по вопросам занятости, при необходимости, оказывают работодателям содействие в опережающем профессиональном обучении граждан путем:
- проведения групповых и индивидуальных консультаций с высвобождаемыми работниками по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;
- проведения совместно с работодателем анкетирования среди высвобождаемых работников для определения численности и профессионально - квалификационного состава работников, нуждающихся в соответствующем профессиональном обучении, в целях их занятости как в данной, так и в других организациях, исходя из потребностей рынка труда;
- информирования высвобождаемых работников, нуждающихся в профессиональном обучении, о профессиях, специальностях, роде занятий, востребуемых на рынке труда, об условиях и возможностях обучения, трудоустройства после его завершения;
- профессионального консультирования высвобождаемых работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии, специальности, рода занятий, видов и форм обучения, места учебы и др.;
- предоставления организациям на договорной основе профориентационных услуг, учебно - программной документации, современных эффективных технологий и методик обучения.
5. К гражданам, высвобождаемым из организаций и нуждающимся в опережающем профессиональном обучении, относятся лица:
- которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации как в данной, так и в других организациях;
- которым необходимо изменить профессию, специальность, род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- которые утратили способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности.
6. При необходимости органы по вопросам занятости могут полностью или частично (не полностью) компенсировать (возместить) работодателям затраты на опережающее профессиональное обучение граждан (пункт 4 статьи 26 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
7. Решение вопроса о полной или частичной (неполной) компенсации (возмещении) затрат работодателям на опережающее профессиональное обучение граждан принимает руководитель органа по вопросам занятости с учетом экономической и социальной целесообразности компенсационных затрат.
8. Полная или частичная (неполная) компенсация (возмещение) работодателям затрат осуществляется органами по вопросам занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонда занятости) в пределах утвержденного бюджета фонда занятости по субъекту Российской Федерации.
9. Средства фонда занятости, направленные на полную или частичную (неполную) компенсацию (возмещение) работодателям затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, относятся на статью "Профессиональное обучение безработных граждан" бюджета фонда занятости, находящегося в распоряжении органа по вопросам занятости.
10. Под полной компенсацией (возмещением) работодателю затрат на опережающее профессиональное обучение граждан понимается возмещение расходов, фактически понесенных работодателем в соответствии с утвержденной им и согласованной с соответствующим органом по вопросам занятости сметой затрат на опережающее профессиональное обучение указанной категории граждан.
11. Под частичной (неполной) компенсацией (возмещением) работодателям затрат на опережающее профессиональное обучение граждан понимается:
- возмещение расходов, понесенных работодателем по одному или нескольким видам затрат, предусмотренных сметой затрат на опережающее профессиональное обучение граждан;
- возмещение определенной доли (в процентах) расходов от суммы всех затрат, предусмотренных сметой затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, понесенных работодателем.
12. В смету затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, представляемую работодателем для полной или частичной (неполной) компенсации (возмещения) в органы по вопросам занятости, включаются затраты, связанные непосредственно с опережающим профессиональным обучением указанной категории граждан, в том числе:
- оплата труда педагогических работников образовательных учреждений, квалифицированных рабочих и специалистов, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), исходя из объемов (количества часов) образовательных профессиональных программ;
- затраты на приобретение (разработку) учебных планов, образовательных профессиональных программ, учебно - методических материалов, технических средств обучения и др.;
- оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации лиц, закончивших профессиональное обучение;
- расходы на аренду необходимых для проведения опережающего профессионального обучения учебно - производственных площадей, аренду и приобретение оборудования, других материальных ресурсов;
- иные расходы, связанные непосредственно с осуществлением опережающего профессионального обучения.
Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных организациями на опережающее профессиональное обучение в другую местность, в смету затрат на опережающее профессиональное обучение граждан не включаются.
13. Для рассмотрения и принятия органом по вопросам занятости соответствующего решения о необходимости и возможности полной или частичной (неполной) компенсации (возмещения) работодателю затрат на опережающее профессиональное обучение граждан органы по вопросам занятости запрашивают у работодателей:
- заявление о полной или частичной (неполной) компенсации (возмещении) затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, нуждающихся в соответствующем обучении, с указанием их численности, размера компенсации (возмещения) затрат;
- обоснование (в том числе финансово - экономическое) необходимости полной или частичной (неполной) компенсации (возмещения) затрат на опережающее профессиональное обучение граждан;
- поименный список граждан, высвобождаемых из организации, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, с указанием имеющихся у них профессий, специальностей, уровня квалификации, а также профессий, специальностей, видов и форм обучения, по которым оно будет осуществляться;
- смету затрат (с учетом затрат, предусмотренных п. 12 настоящего Порядка) на опережающее профессиональное обучение граждан, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении;
- документы, подтверждающие трудоустройство каждого из высвобожденных работников, проходивших опережающее профессиональное обучение, по окончании их обучения (приказы, договоры и др.).
14. Опережающее профессиональное обучение граждан, затраты на которое могут быть полностью или частично (не полностью) компенсированы (возмещены) работодателям органами по вопросам занятости, должно осуществляться, главным образом, под конкретные рабочие места, определяемые работодателями совместно с органами по вопросам занятости.
15. Органы по вопросам занятости вправе отказать работодателям в полной или частичной (неполной) компенсации (возмещении) затрат на опережающее профессиональное обучение граждан в случаях:
- отсутствия документов, подтверждающих трудоустройство каждого работника по окончании обучения;
- отсутствия средств фонда занятости на эти цели.
На основании принятого руководителем органа по вопросам занятости решения о полной или частичной (неполной) компенсации (возмещении) затрат работодателю на опережающее профессиональное обучение граждан между работодателем и органом по вопросам занятости заключается соответствующий договор.
16. Компенсация (возмещение) работодателям затрат на опережающее профессиональное обучение граждан осуществляется по окончании обучения и трудоустройства граждан. Средства для указанной компенсации (возмещения) затрат органы по вопросам занятости перечисляют непосредственно работодателям в установленном порядке. При этом предварительное перечисление средств не допускается.
Не подлежат полной или частичной (неполной) компенсации (возмещению) затраты на обучение лиц, прекративших обучение до полного завершения курса обучения без уважительных причин, а также лиц, не трудоустроенных работодателями по окончании обучения в сроки, предусмотренные договором между работодателем и органом по вопросам занятости.
17. Органы по вопросам занятости могут также на договорных условиях с организациями и за счет их средств оказывать им содействие в организации опережающего профессионального обучения граждан путем непосредственного его осуществления как на базе учебных центров органов по вопросам занятости, так и других учреждений профессионального образования. При этом порядок комплектования учебных групп, методического обеспечения образовательного процесса, подбора педагогических кадров, осуществления контроля за обучением, аттестации лиц, закончивших обучение, а также стоимость образовательных услуг и другие вопросы определяются договаривающимися сторонами.
18. Органы по вопросам занятости в годовых и полугодовых отчетах о работе по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, структура которых утверждается Минтрудом России, отражают сведения:
- о численности работников организаций, которым оказано такое содействие;
- о численности работников организаций, затраты на опережающее профессиональное обучение которых были полностью или частично (не полностью) компенсированы (возмещены) работодателям органом по вопросам занятости;
- о сумме произведенной компенсации (возмещения) затрат за отчетный период на опережающее профессиональное обучение граждан.